Стимулирование процесса музыкального воспитания дошкольников посредством поощрения и наказания. |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Серёдкина Н.Г, Чабан Т.Г. | |||
25.10.2018 14:49 | |||
Стимулирование процесса музыкального воспитания дошкольников посредством поощрения и наказания. Музыкальные руководители МДОУ детский сад комбинированного вида №125 г. Магнитогорска Серёдкина Н.Г, Чабан Т.Г. Воспитание ребёнка дошкольного возраста – процесс разносторонний, в ходе которого приходится сталкиваться не только с положительными моментами поведения ребёнка. Перед педагогами и в частности перед музыкальным руководителем, часто встают вопросы: «Как стимулировать процесс музыкального воспитания на занятиях»; «Следует применять такие методы, как похвала и наказание вообще?»; «Как правильно хвалить и наказывать ребёнка, чтобы не нарушать структуру и время проведения музыкального занятия?». Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в педагогической практике свидетельствует о некомпетентности воспитателя, который не способен контролировать свои чувства и поведение. Также неэффективной формой наказания является вербальное, когда воспитатель повышает голос на ребенка, упрекает, говорит унизительные слова, либо читает нотации. В такой ситуации у детей часто срабатывает психологическая защита, они отключают внимание, чтобы не воспринимать гнев взрослого направленный на него. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что физическое и вербальное наказание неприемлемы в педагогической практике. Однако, можно избежать физического наказания, используя множество эффективных методов взаимодействия с детьми и достигнуть воспитательной цели. Педагогов всегда волновал вопрос: каким образом использовать систему поощрений и наказаний детей дошкольного возраста, чтобы не наносить ущерб, а наоборот способствовать гармоничному развитию личности?
Слово «Наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребёнком – не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Недопустимо, когда воспитатель, перебивая музыкального руководителя, начинает отчитывать своего воспитанника за неподобающее поведение или неправильно, исполненного задания, припоминая заодно и все его промахи за сегодняшний день. Наказание из древних времён произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением. На своих занятиях мы всегда придерживаемся одного правила, ребёнка можно обучить всему- нужно только ему объяснить, что вы хотите и заинтересовать. А именно:
В настоящее время, большая наполняемость групп, не способствует постоянной сосредоточенности и внимания детей на требованиях педагога. Это не может быть поводом для вербального воздействия на ребёнка. В своей практике, в таких ситуациях мы больше используем игровые приёмы, в виде поощрения за старание. Например: стать солистом в хоре, или петь в микрофон, или дирижировать хором будет тот, кто старался больше всех; а можно внести атрибуты и предложить их для активизации внимания и желания участвовать. Такого поощрения достаточно, чтобы не делать замечание непоседе, а подключить его к выполнению задания. Музыкальная психология в нашей стране является новейшей областью научного познания. Современное обращение к интеграции таких наук как психология и музыкознание неслучайно и актуально. Музыка играет важную роль в человеческом обществе. Прежде всего ее развивающий, образовательный и воспитательный факторы влияют на становление и развитие личности, ее ценностных ориентаций. Музыка как необходимый компонент общественно-культурной жизни человека может служить фактором социальной идентификации – то есть выражать принадлежность человека к определенной социальной группе, активизировать эмоциональное состояние человека или способствовать его релаксации. Опытные музыкальные руководители используют различные моменты музыкального занятия, для снятия напряжения, возбуждения или же наоборот успокоения и расслабления, как в пении, так и в движении. Современные дети более восприимчивы к визуальным развлечениям. Быстрее устают от монотонного разучивания песен, движений. Приходиться чаще переключать внимание детей, применяя больше приёмов. Используя различные тембры инструментов (фортепьяно или аккордеона) можно давать оценки действиям детей, лучше всего использовать для этого классику. Например: исполнение начальных нот «темы судьбы» Симфония №5 Л. В. Бетховен, как нельзя больше, подойдёт для расшалившегося ребёнка; это сразу привлекает его внимание и помогает избежать наказания. Наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает (вину, раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду, унижение и т. д.). А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания. Руководствуясь чувствами, подбирается и музыка (для оценки действий или привлечения внимания), хотя вполне можно использовать и просто речитатив: «Ваня, ты не играешь в игру, потому что вертелся и не пел» (можно спеть в низком регистре и с суровой интонацией). Ребёнка нельзя отстранять от всего занятия, даже если он сегодня сильно возбуждён и мешает другим детям. После наказания (отстранения от какого момента занятия), привлечь его к действию. Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения. Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.
Отечественные и зарубежные психологи рекомендуют, в процессе взаимодействия с детьми, использовать позитивный подход и переключить свое внимание с плохих поступков дошкольников на хорошие. Семён постоянно отвлекается сам и отвлекает рядом сидящих детей. После тайм-аута предлагаем ему стать дирижёром хора. Откликается на просьбу с удовольствием. Теперь на каждом музыкальном занятии с нетерпением ждёт поручения: исполнить роль солиста или дирижёра, из музыкального зала выйти последним по поручению- помочь посмотреть за дисциплиной, т.е. оказываем больше доверия (один из способов поощрения). Из практики выяснилось, что все непоседы просто незадействованные, не вовлечённые в процесс дети. Именно им чаще всех нужно давать ответственные задания и хвалить больше других или же отмечать пусть небольшие успехи. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости. Социальные поощрения — один из эффективных типов поощрения, может быть выражен воспитателем ребенку в похвале, доброжелательных словах, рукопожатии, улыбке. Психологи отмечают стимулирующее действие тактильного прикосновения к ребенку для формирования правильного поведения особенно в этом нуждаются малыши. На наших занятиях для поощрения одного или всех детей мы используем такой приём: аплодируем одному или нескольким детям (солистам) и обычно в конце занятия аплодируем всем тем самым, благодарим за общение совместный труд или говорим- «Спасибо». Цель как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказание, в процессе воспитания детей, необходимо разумно, осознанно и помнить о том, что оба метода влияют на самооценку ребенка.
Всегда нужно помнить: поощрение и наказание при определенных условиях, являются эффективным средством воздействия на поведение ребенка. Но нельзя поощрять и наказывать бессистемно, всегда нужно видеть конечную цель своих действий.
|