Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на психическое развитие детей дошкольного возраста» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Неркарарян Элла Сейрановна | |||
18.10.2018 05:31 | |||
Консультация для родителей на тему «Влияние музыки на психическое развитие детей дошкольного возраста» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма, человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Влияние музыки на ребенка в утробе матери. Внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, ещё до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.
Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она успокаивает, помогает физическому и умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если будущая мать слушает лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные песни, слушали классическую музыку. Влияние музыки на новорожденных У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки комплексом оживления, радуется или успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию музыки. В четыре-пять месяцев ребенок начинает реагировать на источник его интонации гулением, лепетом. При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют ярко-контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под звуки музыки. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого раннего детства. Влияние музыки на детей более старшего возраста. На третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать, используя простые движения. Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: "Почему? ”, "Отчего? ” Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он наблюдателен и способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Шестой и седьмой год жизни – период подготовки детей к школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Говоря о гармоничном развитии личности, Л, С, Выготский, в качестве важнейшего его условия, называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Музыка – средство эстетического воспитания детей. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать, и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка формирует его моральный облик, влияет на общую культуру поведения, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности. Музыка – средство активизации умственных способностей. Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Музыка – средство физического воспитания Воздействие музыки на обще функциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, «проживая» в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация звука и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. «Живая» музыка сопровождает человека от рождения до конца жизни. Она учит столь необходимому, в наше время, умению расслабляться и концентрироваться; обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.
|