Гиперактивный малыш и музыка |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Гарифулина Ольга Ильинична | |||
26.11.2017 20:57 | |||
Гиперактивный малыш и музыка Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Одна из важнейших задач в этом направлении работы — формирование умения у гиперактивных детей слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания. Для реализации этой задачи полезно использовать интерес малышей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения. Знакомство с различными музыкальными инструментами – духовыми (дудочка, свирель), ударно-клавишными (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан), струнными (балалайка) – позволяют детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от характера музыки подыгрывают – польку – на погремушках, марш – на барабане, а колыбельную – на металлофоне. Звуки металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние. Особенно детям нравится звук металлофона. Его чарующие звуки могут остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. Металлофон помогает и установлению внимания детей, его негромкий звук активизирует процесс вслушивания, узнавания. Для слушания музыки в раннем возрасте нужно выбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, может вызывать неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность. Можно использовать инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей. Использование музыки контрастного характера активно способствует формированию произвольного внимания; это особенно важно для гиперактивных детей, внимание у которых очень короткое и неустойчивое. При организованном прослушивании музыки отмечается некоторая динамика в эмоциональном состоянии гиперактивных детей. Они по-разному реагируют на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный, веселый характер плясовой музыки может вызывать незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных детей и интерес со стороны малообщительных детей. Колыбельные песни успокаивают, настраивают на отдых: ласковые, нежные, негромкие по звучанию – оказывают благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным, и с неконтактным. Можно предложить детям рисование во время слушания музыки. Включение в занятия музыкорисования активизирует спонтанный выход внутренних конфликтов. Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов малыши постепенно переходят к более светлым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных. Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций.
|