Педагогический проект «Музыкальные сказки — шумелки» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кучер Зоя Анатольевна | |||
24.10.2017 17:44 | |||
Педагогический проект «Музыкальные сказки — шумелки» Автор проекта: Музыкальный руководитель Кучер Зоя Анатольевна 2017 год Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение — детский сад №11 станицы Андреевской. Информационная характеристика педагогического проекта: Проект — вид творческий, долгосрочный (на учебный год) Участники музыкальный руководитель, дети дошкольного возраста, воспитатели, родители. При разработке и реализации проекта для меня важно определить цель и задачи проекта:
Цель развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность. Задачи -создание условий для свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком.
(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений у детей дошкольного возраста
Методическое обеспечение -музыкальные журнлы «Палитра», «Музыкальный руководитель»
Методическое пособия -картотека «сказок – шумелок», стихов, потешок.
Краткая аннотация проекта «Музыкальные сказки – шумелки» Педагогический проект направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных процессов посредством проведения занятий «сказки – шумелки». Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Исполнение детьми сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье. Актуальность. Работая в нашем детском саду я прежде всего, как педагог ставила основную задачу — это воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Как педагог я с дошкольного возраста создаю условия для общения детей с музыкой, развиваю их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Я считаю, что именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Определяющей моей задачей данного проекта это создание условий для свободного экспериментирования ребенка со звуком. В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей. Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование и сопровождение сказки музыкальными инструментами. Некоторые мои воспитанники были замкнуты, не активны, стеснялись, но благодаря проекту музыкальные сказки – шумелки дети со временем раскрепощались и раскрывались с разных сторон. Они становились более коммуникабельными, могли выступать перед большим количеством детей, активно принимали участие во всех видах деятельности. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть. Понимать, фантазировать придумывать. Именно поэтому в своей практике я использовала озвучивание сказок с помощью самодельных музыкальных инструментов. Данный подход к построению различных видов деятельности с детьми, даёт мне возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребёнком, а ребёнку возможность выразить себя. И поэтому цель моего проекта — развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность. Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд — одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах — развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Отличительной особенностью моего проекта является творческое озвучивание сказок. Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала мы вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Затем дети к каждому герою подбирали похожие по звучанию инструменты, передавали ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Данные игровые упражнения помогли озвучить тексты не только русские народные, но и авторские сказки. Закреплением разучивание сказки это было показ театральной деятельности детей. Они сами показывали сказку и озвучивали с помощью музыкальных инструментов. Я как педагог стремилась дать детям более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки. Поэтому совместно с детьми стали сочинять свои сказки не только с полюбившимися героями из мультфильмов, но и придуманными самими детьми. В процессе своей работы с детьми дошкольного возраста я увидела, что музыкальные инструменты для детей — всегда чудесны, необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах: барабане, погремушке, колокольчике, металлофоне, дудке, свистульке, а особенно на самодельных, которые изготовила совместно с детьми. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирования. Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Благодаря совместной деятельности в педагогической работе осуществляется комплексное развитие ребёнка:
Обеспечение проекта:
Этапы реализации проекта «Музыкальные сказки – шумелки» 1 этап – подготовительный: Организационно-методическая деятельность:
Информирование родителей по теме проекта:
2 этап — активной деятельности «Музыкальная лаборатория», или «Детское творчество»: На данном этапе проекта совместно с детьми мы создаем простейшие инструменты по образцу и воспроизводим ритмический рисунок различных потешек. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого мною музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя и других, находящихся рядом сверстников, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его, делая замечания в доброжелательной форме. Дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, озвучиванию различных потешек, рассказов, сказок. 3 этап — заключительный этап «Мы расскажем музыкальную сказку…». Подготовка и проведение итогового занятия «Мы расскажем музыкальную сказку…» для родителей воспитанников и педагогов ДОУ. На этом этапе используются все созданные детьми инструменты и закрепляются навыки игры на каком – либо самодельном инструменте для озвучивания сказок или сказок собственного сочинения. Рекомендации к занятиям по проекту «Музыкальные сказки – шумелки».
Продукт проекта:
Итоги проекта «Музыкальные сказки – шумели»: Изучив литературу по данному проблеме, я выделила наиболее значимые для меня идеи, которые определили следующие направления в работе с детьми дошкольного возраста:
Ожидаемые результаты проекта «Музыкальные сказки – шумелки»: Данный мой проект «Музыкальные сказки – шумелки» помогают педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. А так же у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагог, родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка. Сказки – шумелки для детей дошкольного возраста с музыкальным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать не только у дошкольных учреждениях, но и дома на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. С помощью занимательных сказок – шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли. Литература:
|