Индивидуальный образовательный маршрут развития вокальных навыков у музыкально одарённого дошкольника |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Бужинаева Татьяна Геннадьевна | |||
20.08.2017 11:54 | |||
Индивидуальный образовательный маршрут развития вокальных навыков у музыкально одарённого дошкольника Пояснительная записка Психологические особенности детей 5-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством. Чаще всего одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольники называют пение.
Пение создает условие для музыкального, эмоционального общения дошкольника, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: общее состояние организма ребенка, кровообращение, дыхание. (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов) Цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения. Основные задачи ИОМ:
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности ребенка. Основные принципы работы с детьми: активизация познавательной, коммуникативной, музыкально-художественной и практической деятельности детей на продуктивном творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми; равноправный диалог педагога с ребенком; учет потребностей и интересов одаренных детей; создание ситуаций успешности детей, подкреплении достижений детей; учет индивидуальных темпов развития ребенка с ярко выраженными музыкально-творческими способностями. Организация музыкальной деятельности таких детей осуществляется с помощью индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей дошкольников. Формы и методы работы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим проявлениям и практическим действиям. Средства обучения: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; аудио кассеты; CD диски. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование. ИОМ рассчитан на два года. Возраст ребенка: 5-7 лет. Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25-35 минут. Форма работы: индивидуальные занятия. Планируемый результат:
Ребенка привлекает к занятиям возможность музицирования для себя, выступать перед публикой, интересно проводить свободное от детского сада время, иметь возможность самовыражения.
|