Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Занятия по Музыке
Автор: Шадрунова Алена Александровна   
25.05.2017 06:18

Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияМузыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Шадрунова Алена Александровна Воспитатель МАДОУ «Большеталдинский детский сад» Село Большая Талда, Кемеровская область

«Современный ребенок дошкольного возраста подвижен активен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности обращая их в игру, таким образом организуя свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника к многообразной деятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду»

Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Скачать конспект

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» с ведением ФГОС в ДО предполагает следующие цели: Развитие словесного, музыкального, изобразительного мира природы… (обратите внимание пожалуйста на слайд №1)

Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, на наш взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности. (слайд №2)

Музыкальная деятельность в дошкольном детстве определяется возрастными видами и формами:

1-3 лет (ведущая деятельность — предметно-манипулятивная): поэтому используются такие формы как звукоподражание, музыкальные пальчиковые, логоритмические, двигательные игры, музыкальные сказки, песенки-загадки и т.п. (слайд№3)

3-5 лет (игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра): поэтому используются такие формы как песенки-игры, музыкальные игры – фантазирования, игровые проблемные ситуации на музыкальной основе, игры-путешествия, музыкально-дидактические игры, игры-этюды по мотивам музыкальных произведений, концерты-загадки, беседы. (слайд№4)

5-7 лет (сложные интегрированные виды деятельности): используются следующие формы проблемные и ситуационные задачи, музыкально-дидактическая игра, компьютерные музыкальные игры, проектная деятельность, театрализованная деятельность, хороводная игра, музыкальные игры-импровизации, музыкальные конкурсы, фестивали, концерты, интегрированная деятельность, коллекционирование (в т.ч. музыкальных впечатлений), самостоятельная музыкальная деятельность детей. (слайд№5)

Основными формами непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников являются: музыкальные занятия, праздники и самостоятельная музыкальная деятельность. (слайд№6) По своей сути праздник является одной из интегрированных форм организации детской художественной деятельности, которая приобщает детей к национальным и мировым традициям. Желательно включать в праздник задания для дошкольников импровизационного характера, побуждающие к самостоятельным творческим действиям. При организации развлечения дети выступают как сорежиссеры мероприятия, предлагают разные идеи, образы, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, способы участия в празднике приглашенных гостей.

Все данные виды и формы музыкальной деятельности используются при проведении непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников.

Музыкальный руководитель планирует свою деятельность на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Стандартам допускается привлечение парциальных программ, например «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и др. В нашем детском саду за рамками общей образовательной области ведется кружковая музыкальная деятельность с более углубленным акцентом на русский фольклор.

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой изменение характера педагогического взаимодействия, музыкального руководителя и воспитанников.

В дошкольном учреждении музыкальное воспитании детей курирует музыкальный руководитель, но, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.

Рассмотрим позиции, которые предлагает в своей спецификации психолог Якобсон С.Г.:

  1. Позиция «учитель-ученик» (учить вне зависимости от желаний и предпочтений воспитанников). Данная позиция с точки зрения психологии дошкольника является неприемлемой.
  2. Позиция разнокомпетентного партнерства (заинтересовать, поделится своим опытом, опора на предпочтение дошкольника, в роли участника выступает сам ребенок).
  3. Позиция равнокомпетентного партнерства (совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность самих детей).
  4. Позиция учебно-игрового партнерства (широко используется в практике современных детских садов; на занятии появляется игровой персонаж, попавший в затруднительное положение, дети становятся партнерами — помощниками в решении проблемы). В трех других позициях ребенок активен, эмоционален, увлечен, а значит, созданы необходимые условия для формирования музыкальной культуры дошкольника. (слайд№7)

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста без участия взрослого или при незначительной помощи, самая сложная задача для педагога. В ее основе лежит инициатива ребенка, огромное желание поделится своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, самовыражение, самореализация через музыкальное искусство. Условия проявления самостоятельной музыкальной деятельности: накопление эмоций, чувства, образы в процессе общения с музыкой.

Хочется поделиться с вами формой работы, которая может помочь в связи с введением нового Стандарта. Это драмогерменевтика, которая стала кульминацией социоигрового стиля обучения. Уточним: «социо» в этом термине означает малый социум, который возникает при работе небольшими группами, а «игровой» — обозначает «неформальный, увлекательный, понятный, интересный детям». Социоигровой подход даёт возможность каждому участнику педагогического процесса- взрослому и ребёнку- достичь своей высоты, он позволяет научить детей жить среди своих сверстников, учиться у них передавать свои знания и умения своим ровесникам, которые в них нуждаются. Автором этого стиля является доктор педагогических наук, профессор В.М. Букатов.

В результате использования такого стиля работы дети учатся видеть другого рядом с собой, учатся взаимодействовать с ним, помогать друг другу, дружить. Фундаментом для создания комплекса учебно-воспитательных технологий, именуемых термином «социоигровой стиль обучения», стал язык действий.

Социоигровые технологии позже были обогащены методологическими тонкостями «герменевтики» — науки об искусстве понимания. Отечественная современная дидактика пополнилась инновационным направлением – драмогерменевтикой. В основе драмогерменевтики лежит идея широкого использования технологий, методов и приёмов театральной педагогики, которая может помочь педагогам научиться чутко воспринимать особенности поведения, а также обрести свободу и вариативность общения с детьми. В.М. Букатов называет такой подход «совместным проживанием занятия всеми его участниками, включая педагогов». Двигательная активность, смена ролей и работа в малых группах – вот три основных элемента, которые применяются при драмогерменевтическом подходе взаимосвязано и одновременно. На занятии дети открыли для себя новые профессии: режиссёр, сценарист, драматург. Таким образом, драмогерменевтический подход в обучении детей старшего дошкольного возраста не только позволяет им самостоятельно освоить предлагаемый педагогом материал без принуждения со стороны взрослого, в игровой форме, с более углублённой степенью понимания материала, но и способствует развитию общения, понимания, взаимодействия со взрослыми и сверсниками.

И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год