Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Алгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Королева Надежда Геннадьевна   
21.05.2017 20:17

Алгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возрастаАлгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №684 «Берегиня» Московского района Санкт – Петербурга

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Королева Н. Г. Санкт – Петербург 2016

Цели:

  • Пробуждать у детей желание петь
  • Формировать, развивать и закреплять певческие навыки у детей.

Основные задачи в процессе занятий следующие:

  • Учить детей исполнять песни с помощью музыкального руководителя и самостоятельно, в сопровождении инструмента, на занятиях и вне их.
  • Пробуждать интерес к разучиванию новых песен (на примере песни «Что такое радость?». Название говорит само за себя, эта песня очень яркая, веселая и энергичная. Радость должна быть во всем, особенно на музыкальных занятиях). Расширять музыкальные впечатления детей. Создавать положительный эмоциональный настрой – основная задача педагога.
  • Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению (в работе уделяется особое внимание правильному звукообразованию, дыханию, четкости дикции, чистоте интонирования).
  • Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон (в данной песне он достаточно большой – большая септима).
  • Развивать в процессе исполнения песни музыкальный слух, через пение мелодии с различной высотой звуков, и их длительностями (в основном это мелкие ровные длительности – восьмые), направление движения мелодии (в которой есть как поступенное нисходящее движение, восходящие и нисходящие движения по тоническому трезвучию). Сочетать пение и ритмическое сопровождение натуральных диафонов.
  • Помогать проявлению творческих способностей детей через эмоционально – образную передачу текста песни.

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Личностно – ориентированная технология
  • Коммуникативная технология

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Педагог должен заинтересовывать содержанием песни — как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.

Процесс разучивания в свою очередь имеет несколько этапов: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.

Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать детей и увлечь их.

Особое значение имеют ясная артикуляция, мимика и дирижерский жест при показе музыкального материала руководителем.

Первый этап – знакомство с песней (1-е занятие)

Вступление:

Беседа перед песней: прочитать стихотворение И. П. Токмаковой «Радость».

Радость — если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.

Рассказ о содержании песни – о том, что радость мы можем увидеть и почувствовать во всем, что нас окружает (с использование цитат из нее – это не только явления природы «радость – это радуга над землей в зените, радость – это солнце…», это и живые существа «…и птицы в вышине», и природа – «море, лес и горы, поле и река»). Объяснение незнакомых слов ( «в зените» — когда солнце находится прямо над головой).

Рассказ о том, кто такой автор и композитор песни. Необходимо, чтобы у детей было четкое понимание и разделение о том, что автор пишет стихотворный текст, а композитор – музыку к нему.

Показ демонстрационного материала по теме песни (картинки, мультфильмы).

Создание веселого эмоционального настроя, соответствующего характеру данного произведения.

Слушание:

Выразительное личное исполнение песни музыкальным руководителем под аккомпанемент фортепиано.

Беседа о песне:

Узнать отношение детей к песне (понравилась или нет и почему), определить понимание детьми содержания песни. Беседа о характере произведения (веселая, радостная, солнечная).

Основной этап – разучивание песни (2-е, 3-е, 4-е, 5-е занятия)

Подготовка голосового аппарата:

  • Дыхательная гимнастика (надуваем шарик, дуем на свечку, дышим как собачки)
  • Артикуляционная гимнастика (мимическое упражнение – губки вытянуты «уточкой», произносим звук «у», широко растягиваем губки в улыбку — «и»; рисуем губами круг, квадрат, язычок «бегает» по зубкам и за зубками, натянули язык до подбородка-отпустили и т.д.)
  • Скороговорки и распевки (пение попевки с текстом по полутонам). Для настройки на данную песню хорошо для начала попеть скороговорки на одном звуке (так как в песне много согласных «Р», которые необходимо хорошо проговаривать) «Андрей воробей, не гоняй голубей», их можно пропевать с различными интонациями: сердито, ласково. Для кантилены звучания и для распева в нужном диапазоне спеть поступенную распевку «на дворе – трава» (в медленном темпе. C – D – E – D – C).

Разучивание песни:

  • Разучивание стихотворной части песни (с хорошей артикуляцией, даже немного утрируя) с тем ритмическим рисунком, которого требует мелодия.
  • Отдельное прохлопывание ритмического рисунка вместе с текстом (как в простых, так и в сложных местах). Показ иллюстраций – подсказок по теме песни (в текстовой последовательности – радуга, солнце, птицы; для второго куплета – картинка семьи и т.д.). активизация личного опыта ребенка (рассказ детей о том, что они видели сами – какую радугу, лес, море и т.д.).

Обращать особое внимание на слова, которые заканчиваются на согласную букву (например «дариТ», «излучаеТ»), чтобы эта буква не «съедалась», а пропевалась с усиленным вниманием. Так же трудность вызывает окончания слов, заканчивающихся на гласные звуки. Это требует определенной проработки.

  • Освоение мелодии: музыкальное эхо (музыкальный руководитель – дети). Начинать разучивание мелодии необходимо по фразам (сначала можно петь на удобный слог, например «ЛЯ»). В процессе разучивания использовать слогоритмические формулы, например, слогоритм «ти-та» (где «ти» — это восьмые ноты, «та» — четвертные). Обязателен показ музыкальным руководителем высотности и ритма рукой. Отдельно пропевать трудные мелодические места в медленном темпе.
  • Пение с вокальными группами разного состава:
  • по рядам
  • отдельно мальчики
  • отдельно девочки
  • пение с солистами.

Впевание:

  • Выразительное исполнение песни музыкальным руководителем, как образец.
  • Показать детям, где нужно петь громче или тише и объяснить, почему. Рассказать где припев и объяснить, что в это время нужно делать (во время припева, в паузы между «ля-ля-ля нужно успеть сдеть три хлопка».
  • Формирование качественного звучания песни от начала до конца. Обращать внимание на дыхание, фразировку песни, одновременное начало и окончание песни.
  • Создавать эмоциональный настрой на исполнение песни.
  • Необходимо, чтобы при исполнении песни, дети не забывали о правильной певческой постановке (спина прямая, руки свободно опущены вдоль корпуса тела, ноги немного расставлены – чуть уже, чем на ширину плеч).

Заключительный этап – исполнение песни (6-е занятие)

Выразительное исполнение песни перед зрителями на празднике.

Активизация взаимодействия родителей и детей через включение в общее звучание песни (совместное исполнение припева родителей и детей).

Разучивание песни не заканчивается ее концертным исполнением. Работа продолжается через:

  • Слушание аудио записей данной песни (в исполнении других детей).
  • Узнавание детьми песни по мелодии, вступлению, по текстурам по ритмическому рисунку.
  • Оценка детей детьми.
  • Разучивание новых песен.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год