Алгоритм разучивания песни «Что такое радость?» слова В. Медведевой, музыка Л. Шаховой, с детьми старшего дошкольного возраста
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №684 «Берегиня» Московского района Санкт – Петербурга
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Королева Н. Г. Санкт – Петербург 2016
Цели:
- Пробуждать у детей желание петь
- Формировать, развивать и закреплять певческие навыки у детей.
Основные задачи в процессе занятий следующие:
- Учить детей исполнять песни с помощью музыкального руководителя и самостоятельно, в сопровождении инструмента, на занятиях и вне их.
- Пробуждать интерес к разучиванию новых песен (на примере песни «Что такое радость?». Название говорит само за себя, эта песня очень яркая, веселая и энергичная. Радость должна быть во всем, особенно на музыкальных занятиях). Расширять музыкальные впечатления детей. Создавать положительный эмоциональный настрой – основная задача педагога.
- Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению (в работе уделяется особое внимание правильному звукообразованию, дыханию, четкости дикции, чистоте интонирования).
- Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон (в данной песне он достаточно большой – большая септима).
- Развивать в процессе исполнения песни музыкальный слух, через пение мелодии с различной высотой звуков, и их длительностями (в основном это мелкие ровные длительности – восьмые), направление движения мелодии (в которой есть как поступенное нисходящее движение, восходящие и нисходящие движения по тоническому трезвучию). Сочетать пение и ритмическое сопровождение натуральных диафонов.
- Помогать проявлению творческих способностей детей через эмоционально – образную передачу текста песни.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающая технология
- Личностно – ориентированная технология
- Коммуникативная технология
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Педагог должен заинтересовывать содержанием песни — как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.
Процесс разучивания в свою очередь имеет несколько этапов: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.
Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать детей и увлечь их.
Особое значение имеют ясная артикуляция, мимика и дирижерский жест при показе музыкального материала руководителем.
Первый этап – знакомство с песней (1-е занятие)
Вступление:
Беседа перед песней: прочитать стихотворение И. П. Токмаковой «Радость».
Радость — если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат Песню ветра с высоты, Как тихонько травы дышат, Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит, Верит в светлую мечту, Не испортит, не погубит В этом мире красоту.
Рассказ о содержании песни – о том, что радость мы можем увидеть и почувствовать во всем, что нас окружает (с использование цитат из нее – это не только явления природы «радость – это радуга над землей в зените, радость – это солнце…», это и живые существа «…и птицы в вышине», и природа – «море, лес и горы, поле и река»). Объяснение незнакомых слов ( «в зените» — когда солнце находится прямо над головой).
Рассказ о том, кто такой автор и композитор песни. Необходимо, чтобы у детей было четкое понимание и разделение о том, что автор пишет стихотворный текст, а композитор – музыку к нему.
Показ демонстрационного материала по теме песни (картинки, мультфильмы).
Создание веселого эмоционального настроя, соответствующего характеру данного произведения.
Слушание:
Выразительное личное исполнение песни музыкальным руководителем под аккомпанемент фортепиано.
Беседа о песне:
Узнать отношение детей к песне (понравилась или нет и почему), определить понимание детьми содержания песни. Беседа о характере произведения (веселая, радостная, солнечная).
Основной этап – разучивание песни (2-е, 3-е, 4-е, 5-е занятия)
Подготовка голосового аппарата:
- Дыхательная гимнастика (надуваем шарик, дуем на свечку, дышим как собачки)
- Артикуляционная гимнастика (мимическое упражнение – губки вытянуты «уточкой», произносим звук «у», широко растягиваем губки в улыбку — «и»; рисуем губами круг, квадрат, язычок «бегает» по зубкам и за зубками, натянули язык до подбородка-отпустили и т.д.)
- Скороговорки и распевки (пение попевки с текстом по полутонам). Для настройки на данную песню хорошо для начала попеть скороговорки на одном звуке (так как в песне много согласных «Р», которые необходимо хорошо проговаривать) «Андрей воробей, не гоняй голубей», их можно пропевать с различными интонациями: сердито, ласково. Для кантилены звучания и для распева в нужном диапазоне спеть поступенную распевку «на дворе – трава» (в медленном темпе. C – D – E – D – C).
Разучивание песни:
- Разучивание стихотворной части песни (с хорошей артикуляцией, даже немного утрируя) с тем ритмическим рисунком, которого требует мелодия.
- Отдельное прохлопывание ритмического рисунка вместе с текстом (как в простых, так и в сложных местах). Показ иллюстраций – подсказок по теме песни (в текстовой последовательности – радуга, солнце, птицы; для второго куплета – картинка семьи и т.д.). активизация личного опыта ребенка (рассказ детей о том, что они видели сами – какую радугу, лес, море и т.д.).
Обращать особое внимание на слова, которые заканчиваются на согласную букву (например «дариТ», «излучаеТ»), чтобы эта буква не «съедалась», а пропевалась с усиленным вниманием. Так же трудность вызывает окончания слов, заканчивающихся на гласные звуки. Это требует определенной проработки.
- Освоение мелодии: музыкальное эхо (музыкальный руководитель – дети). Начинать разучивание мелодии необходимо по фразам (сначала можно петь на удобный слог, например «ЛЯ»). В процессе разучивания использовать слогоритмические формулы, например, слогоритм «ти-та» (где «ти» — это восьмые ноты, «та» — четвертные). Обязателен показ музыкальным руководителем высотности и ритма рукой. Отдельно пропевать трудные мелодические места в медленном темпе.
- Пение с вокальными группами разного состава:
- по рядам
- отдельно мальчики
- отдельно девочки
- пение с солистами.
Впевание:
- Выразительное исполнение песни музыкальным руководителем, как образец.
- Показать детям, где нужно петь громче или тише и объяснить, почему. Рассказать где припев и объяснить, что в это время нужно делать (во время припева, в паузы между «ля-ля-ля нужно успеть сдеть три хлопка».
- Формирование качественного звучания песни от начала до конца. Обращать внимание на дыхание, фразировку песни, одновременное начало и окончание песни.
- Создавать эмоциональный настрой на исполнение песни.
- Необходимо, чтобы при исполнении песни, дети не забывали о правильной певческой постановке (спина прямая, руки свободно опущены вдоль корпуса тела, ноги немного расставлены – чуть уже, чем на ширину плеч).
Заключительный этап – исполнение песни (6-е занятие)
Выразительное исполнение песни перед зрителями на празднике.
Активизация взаимодействия родителей и детей через включение в общее звучание песни (совместное исполнение припева родителей и детей).
Разучивание песни не заканчивается ее концертным исполнением. Работа продолжается через:
- Слушание аудио записей данной песни (в исполнении других детей).
- Узнавание детьми песни по мелодии, вступлению, по текстурам по ритмическому рисунку.
- Оценка детей детьми.
- Разучивание новых песен.
|