Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Лукьянова Елизавета Николаевна, Арыкова Елена Анатольевна | |||
15.05.2017 21:14 | |||
Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС Авторы:
воспитатель, музыкальный руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида» Кемеровская область, Киселёвский городской округ В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира.
Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки широко применяются методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагается не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры ( «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.), а также музыкально-дидактические игры ( «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, проведено немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это различные КВНы, турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Весенние посиделки в клубе любителей природы», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн. др.) Сценарий экологического мероприятия с использованием ИКТ «Сердце природы» Цель: расширять знания детей о взаимосвязи мира природы и музыки. Задачи:
Ход занятия: Вед: Скажите, ребята, вы любите природу? У тех людей, кто любит природу, охраняет ее и ценит все ее дары, горячее и доброе сердце. Как вы думаете, а у природы есть сердце? Конечно, есть! Видео сердца Земли. Журчит ручеек-это голос сердца природы. Цветут цветы — это сердце природы надевает красивый наряд. Порхают бабочки — это значит, что сердцу природы легко и хорошо. Но иногда сердце природы стучит беспокойно и просит о помощи. Слышится стук сердца. Входит грустный ежик. Вед: Ежик, почему ты такой грустный? Ёж: Вы разве не знаете? Заболело сердце природы! Вот, смотрите сами! Видео земли со словами. Земля: Я, ребята, природа, сейчас я больна. Вед: Что же нам делать? Ребята, слышите, летит ветер! Давайте спросим у него. (Под музыку вбегает ветер.) Ты ответь нам, сильный ветер, кто нам поможет вылечить сердце нежной природы? Ветер: Знаю, это музыка! Она лечит и душу, и сердце. Про всё она нам может рассказать. Листвою золотою закружит. Расскажите мне скорей! Вед: Ты хочешь узнать, что такое музыка? Так слушай! 1. Птичьи трели — это музыка, 2. И у ветра, и у солнышка, Еж: Посмотри, ветер, какие нотки нашёл я сегодня в лесу. Давай попросим детей взять их и сочинить весёлую песенку, которая должна помочь природе. Ветер: Тогда я буду дирижёром, а все ребята будут хором. Дети разбирают нотки и встают в звукоряд. До: На листочке, на страничке Ми: Нот на свете ровно семь, Соль: Семь ребят на лесенке Си: Песенке весёлой Песня «Звуки музыки». 1к. До – воробышка гнездо, Соль – играет детвора, 2к. Пусть поёт весенний лес, Эту песенку весна Ёж: Я теперь знаю, как вылечить сердце природы! Но все же, где эта музыка живет? Вед: Музыка всюду живет, только прислушаться надо! Я вас, ребята, приглашаю в лес, чтобы послушать музыку леса. Это целый мир звуков: шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц. Птицы, звери, ветер, дождь сочиняют музыку для леса. А музыку для нас сочиняют композиторы. Давайте послушаем, как изобразил лес великий композитор Антонио Вивальди. Она называется «Времена года. Весна». Времена года. Весна. Вед: Дети, а вы знаете, кто лечит лес? (Птицы). И самый главный лесной врач — это птица дятел. Давайте послушаем, как разговаривает дятел с лесом. Аудиозапись «Стук дятла». 1. У деревьев доктор свой, 2. Без лекарств и инструмента Песня «Дятел». 1. Целый день всё тук, да тук – 2. Пёстрый Дятел всем вокруг Вед: Чтобы дятлу было не скучно в лесу, мы приготовили для него музыкальный подарок. Игра на музыкальных инструментах. Полечка – видео. Входит Лесовичок. Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Если сам ты полон доброты. Воспитатель: Лесовичок, наши дети добрые и очень любят природу! Правда, дети? Сценка «Добрые руки». Вед: У наших детей добрые руки. 1. Руки, чтобы строить домики для птиц. Вед: Но иногда некоторые дети неправильно поступают. 1. Руки, которые строили домики, разрушают. Вед: И мы желаем всем! Пусть наши глаза видят только прекрасное. Пусть наши уши слышат чаще музыку леса. Пусть наши сердца всегда любят природу и помогают ей своими добрыми руками. Лесовичок: Когда зеленеет под солнцем трава, Вед: Мы счастливы! Расцвели цветы, это значит сердце природы надело свой наряд. Закружились птицы- это значит, что оно выздоровело. Ребята, так что же это за лекарство, которым мы вылечили сердце природы? Дети: Музыка! Песня «Мир похож на цветной луг». 1 куплет: Ветер зовёт за собой облака – вдаль, вдаль, вдаль, 2 куплет: Друг для тебя одолеть сто преград – рад, рад, рад,
|