Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС
Занятия по Музыке
Автор: Лукьянова Елизавета Николаевна, Арыкова Елена Анатольевна   
15.05.2017 21:14

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОСМузыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС

Авторы:

  • Лукьянова Елизавета Николаевна,
  • Арыкова Елена Анатольевна

воспитатель, музыкальный руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида» Кемеровская область, Киселёвский городской округ

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира.

 

Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.

Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки широко применяются методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагается не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.).

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры ( «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.), а также музыкально-дидактические игры ( «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, проведено немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это различные КВНы, турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Весенние посиделки в клубе любителей природы», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн. др.)

Сценарий экологического мероприятия с использованием ИКТ

«Сердце природы»

Цель: расширять знания детей о взаимосвязи мира природы и музыки.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе;
  2. Развивать творческие способности детей, музыкальный слух;
  3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Ход занятия:

Вед: Скажите, ребята, вы любите природу? У тех людей, кто любит природу, охраняет ее и ценит все ее дары, горячее и доброе сердце. Как вы думаете, а у природы есть сердце? Конечно, есть!

Видео сердца Земли.

Журчит ручеек-это голос сердца природы. Цветут цветы — это сердце природы надевает красивый наряд. Порхают бабочки — это значит, что сердцу природы легко и хорошо. Но иногда сердце природы стучит беспокойно и просит о помощи.

Слышится стук сердца. Входит грустный ежик.

Вед: Ежик, почему ты такой грустный?

Ёж: Вы разве не знаете? Заболело сердце природы! Вот, смотрите сами!

Видео земли со словами.

Земля: Я, ребята, природа, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Просьба – беде вы моей помогите,
Сердце природы скорей полечите!

Вед: Что же нам делать? Ребята, слышите, летит ветер! Давайте спросим у него. (Под музыку вбегает ветер.) Ты ответь нам, сильный ветер, кто нам поможет вылечить сердце нежной природы?

Ветер: Знаю, это музыка! Она лечит и душу, и сердце.
Что только есть прекрасного на свете
Всё музыка нам может передать.
И шум волны, и пенье птиц, и ветер,

Про всё она нам может рассказать.
То звонкою капелью засмеётся,
То вьюгой заметёт, запорошит.
Дождём весенним радостно прольётся.

Листвою золотою закружит.
Ёж: Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое – эта музыка?

Расскажите мне скорей!

Вед: Ты хочешь узнать, что такое музыка? Так слушай!

1. Птичьи трели — это музыка,
И капели – это музыка.
Видишь, тучка в небе кружится,
Будет музыка дождя.

2. И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка-
Тоже музыка своя!

Еж: Посмотри, ветер, какие нотки нашёл я сегодня в лесу. Давай попросим детей взять их и сочинить весёлую песенку, которая должна помочь природе.

Ветер: Тогда я буду дирижёром, а все ребята будут хором.

Дети разбирают нотки и встают в звукоряд.

До: На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Ре: Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Ми: Нот на свете ровно семь,
И они известны всем.
Фа: До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Нотки в гости пригласи.

Соль: Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
Ля: Ну и мы не отстаём,
Громко песню запоём.

Си: Песенке весёлой
В нотах не сиделось.
До: Очень нашей песенке
Зазвучать хотелось.

Песня «Звуки музыки».

1к. До – воробышка гнездо,
Ре – деревья во дворе,
Ми – котёнка покорми,
Фа – в лесу кричит сова.

Соль – играет детвора,
Ля – запела вся земля,
Си – поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться в до.

2к. Пусть поёт весенний лес,
Тянет ветви до небес,
Ручеёк журчит в траве,
И растут цветы в росе.

Эту песенку весна
Сочинила нам сама,
Звонко пусть её поёт,
Песней радует народ.

Ёж: Я теперь знаю, как вылечить сердце природы! Но все же, где эта музыка живет?

Вед: Музыка всюду живет, только прислушаться надо! Я вас, ребята, приглашаю в лес, чтобы послушать музыку леса. Это целый мир звуков: шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц. Птицы, звери, ветер, дождь сочиняют музыку для леса. А музыку для нас сочиняют композиторы. Давайте послушаем, как изобразил лес великий композитор Антонио Вивальди. Она называется «Времена года. Весна».

Времена года. Весна.

Вед: Дети, а вы знаете, кто лечит лес? (Птицы). И самый главный лесной врач — это птица дятел. Давайте послушаем, как разговаривает дятел с лесом.

Аудиозапись «Стук дятла».

1. У деревьев доктор свой,
Не обычный, а лесной,
Разговаривает просто
Он с берёзой и сосной.

2. Без лекарств и инструмента
Он излечит пациента,
Прилетел и сел на сук -
Как здоровье? Тук-тук-тук...

Песня «Дятел».

1. Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.

2. Пёстрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.

Вед: Чтобы дятлу было не скучно в лесу, мы приготовили для него музыкальный подарок.

Игра на музыкальных инструментах. Полечка – видео.

Входит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята!
Лес открыл для вас ворота настежь,
Лес припас для вас свои цветы,
Все кругом поет тебе о счастье,

Если сам ты полон доброты.

Воспитатель: Лесовичок, наши дети добрые и очень любят природу! Правда, дети?

Сценка «Добрые руки».

Вед: У наших детей добрые руки.

1. Руки, чтобы строить домики для птиц.
2. Руки, чтобы любить.
3. Руки чтобы помогать.
4. Руки, чтобы защищать.

Вед: Но иногда некоторые дети неправильно поступают.

1. Руки, которые строили домики, разрушают.
2. Руки, которые любили, причиняют зло.
3. Руки, которые помогали, становятся равнодушными.
4. Руки, которые защищали, обижают.

Вед: И мы желаем всем! Пусть наши глаза видят только прекрасное. Пусть наши уши слышат чаще музыку леса. Пусть наши сердца всегда любят природу и помогают ей своими добрыми руками.

Лесовичок: Когда зеленеет под солнцем трава,
И кружатся в небе веселые птицы,
Находятся сами для песен слова
И хочется счастьем со всеми делиться!

Вед: Мы счастливы! Расцвели цветы, это значит сердце природы надело свой наряд. Закружились птицы- это значит, что оно выздоровело. Ребята, так что же это за лекарство, которым мы вылечили сердце природы?

Дети: Музыка!

Песня «Мир похож на цветной луг».

1 куплет: Ветер зовёт за собой облака – вдаль, вдаль, вдаль,
Если ты друга не встретил пока – жаль, жаль, жаль.
Припев: Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг,
Друга взять не забудь в путь, другу верным всегда будь.

2 куплет: Друг для тебя одолеть сто преград – рад, рад, рад,
С другом любая беда – не беда – да, да, да.
3 куплет: Песня не зря собирает друзей – в круг, в круг, в круг,
Сделает хмурый денёк веселей – друг, друг, друг.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год