Конспект образовательной деятельности на тему: «Новый дом для Зайчика» с использованием здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Степанова Лилия | |||
05.12.2014 00:48 | |||
Конспект образовательной деятельности на тему: «Новый дом для Зайчика» с использованием здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти Составил: Степанова Л.Г. музыкальный руководитель 2014г О.О. Художественно-эстетическое развитие
Это музыкальная деятельность для детей 4 лет с использованием современных здоровьесберегающих технологий в игровой форме. Здоровьесберегающие технологии: Валеологические песенки- распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, муз-физ. минутка. Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности. Задачи: Музыкально-ритмические движения
Слушание:
Пение:
Игра на детских музыкальных инструментах:
Здоровьесбережение: 1. Элементы психогимнастики: Побуждать выражать понятные детям эмоции выразительно. Использовать полученные умения в других видах деятельности. 2. Укрепление и развитие дыхательного аппарата Укрепление артикуляционного аппарата. Развитие мелкой моторики. 3. Укрепление двигательного аппарата. Закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей 4. Релаксация- снятие напряжения, восстановление дыхания. Материал:
Муз рук:. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Доброе утро (повернулись друг к другу) Улыбнись скорее (развести руки в стороны) И сегодня весь день (хлопаем в ладоши) будет веселее! Вот и пришла к нам долгожданная весна! Снег, стужу и холод унесла. В лесу пробиваются проталинки, набухают почки. Я вчера слышала, как две сороки рассказывали, что с Зайчиком беда приключилась. Остался он без домика. Сидит на полянке и плачет целый день. Ребята, давайте поедем в лес и поможем Зайке. Садитесь в наш веселый автобус- отправляемся! Танец- игра «Автобус» Е.С. Железновой. Муз рук: Ребята, смотрите сколько машин едут по дороге. По шоссе летят машины — Все торопятся, гудят. Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд. Коротко дышим, повторяя движения насоса. Муз рук: Ну, вот, подкачали колеса, теперь можно в лес идти, к Зайчику. Ой, что это? Кажется дождь начинается? Тучка по небу гуляла, В одиночестве скучала, Тучка думала, гадала, (Показывает грозовую тучку). Чем ей землю удивить? И тогда она решила С неба дождик лить и лить. Дождик слабенький бывает, вот такой… (тихо хлопает в ладоши) Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! (хлопают) А бывает дождик сильный, вот такой… (хлопает в ладоши сильней) Снова хлопайте, ребятки, все со мной! А ещё бывают в небе чудеса – гром гремит и начинается ГРОЗА! Топает и хлопает одновременно. Дети подхватывают движения. «Тихий дождь!», «Сильный дождь!», «Гроза!». Дети хлопают в соответствии с текстом. Ребята, давайте порадуем тучку, поиграем с ней, она развеселится и тогда дождик перестанет идти. Танец-игра «Дождик и зонтик» Муз рук: Дождик закончился, пойдемте Зайчика искать. (дети садятся на стульчики смотрят мультфильм «Зайкина избушка», но не до конца.) Муз рук: А а вот и Зайка к нам пришел. Зайчик: (игрушка) Я Зайка, я совсем замерз! Мерзнут ушки, мерзнет нос. Дождик льет целый день. Грустно Заиньке совсем! Муз рук: Зайка, Зайка, не грусти, Свою шубку просуши! А чтоб тепло было тебе, Дом построим мы скорей! Зайка: Спасибо, ребята! Давайте споем песенку-распевку про меня. Логопедическая песня-распевка «Я серенький Зайчишка» Муз рук: А теперь давайте строить домик для зайчика! Пальчиковая игра «Домик». Тук, тук молотком! (стучат кулачком о кулачок) Зайка строит новый дом! Крыша большая – (поднимают ручки высоко вверх) Вот такая! Окошки большие — (раздвигают руки широко в стороны) Вот такие! Зайка строит целый день! (стучат кулачком о кулачок) Зайке строить дом не лень. Позовет он в дом гостей ("зовут" рукой к себе) Будет в доме веселей! (хлопают в ладошки) (На экране появляется новый дом для Зайчика.) Зайчик: Какой красивый домик получился, хочется петь и танцевать. Танец-песня «Зайка» Е.С. Железновой. Зайка: Ребята, а когда я слышу веселую музыку, у меня хорошее настроение. А у вас? Тоже хорошее? Покажите. (Дети изображают мимикой и пантомимой эмоции.). А когда меня обижают, то я плачу вот так: (плачет, становится грустным). А вы как грустите? (Дети показывают) Давайте послушаем музыку и выберем настроение к которому она подходит. Слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома» П.И. Чайковского (Дети разбирают пьесы по настроению) Муз рук: Зайчик, давай не будем мы больше грустить, а споем веселую, радостную песню «Дождик», а помогут нам музыкальные инструменты- бубенчики. Песня «Дождик» Зайка: Очень веселая песенка, мне она понравилась, а теперь давайте поиграем! Игра с Зайчиком Дети встают в круг, в центре Зайка (игрушка) 1. По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную) Вот какие зайки, зайки-побегайки! 2. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки и Вот какие зайки, зайки-побегайки! «роют» землю) Муз рук (Одевая маску и играет сначала сама, а потом назначает ребенка) Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! ( «лисичка» бегает между зайцами) Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! ( «зайчики» разбегаются, лисичка их догоняет) Муз рук: Ну, вот, зайка, хорошо у тебя в гостях, но нам пора в детский сад. Ребята, понравилось вам у Зайки в гостях? Домик мы ему построили, песенку мы для него исполнили, а еще весело играли. Попрощаемся с Зайкой. А перенесет нас обратно в детский сад весенний ветерок. Садитесь поудобнее, закройте глаза. Звучит шум ветра, с музыкальным сопровождением. Музыка спокойная и лиричная. Ветерок весенний закружи, ребят в детский сад перенеси. Релаксация Муз рук: Вот мы и в детском саду. До свидания ребята! Использование современных образовательных технологий в работе по музыкальному воспитанию в детском саду Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Ч. Диккенс. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе музыкальный руководитель детского сада? Поделюсь своим опытом работы. Моя цель- содействовать становлению ребенка как личности. В соответствии с ФГОС ДО стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников) и детей. Основных принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе это сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Итак, чтобы ребенок вырос и стал полноценным гражданином своей страны он должен быть здоров. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить здоровье детей; сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, создать условия каждому ребенку полноценного психического развития. Разработанная мной система музыкально-оздоровительной работы включает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ. С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон, поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению. Пример: Доброе утро (повернулись друг к другу) Улыбнись скорее (развести руки в стороны) И сегодня весь день (хлопаем в ладоши) будет веселее! Мы погладим лобик (выполняем движения по тексту) Носик и щечки Будем мы красивые, как в саду цветочки! Ушки мы сейчас потрем И здоровье сбережем! Улыбнемся снова, будем все здоровы! ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков детей. Пример: Ежик по лесу гулял (шагаем на месте) И цветочки собирал. Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох) Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох) Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох) Их понюхают ребятки (вдох-выдох). АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. Пример: Котик Рыжик утром встал (потянуться) Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево) Чистим зубки мы умело. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает моторику рук (подготовка к письму и рисованию). Пример: Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам) Звонки песни выводил: -Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (имитируем игру на дудочке) Всем я лапотки сплету. Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке) Жене-меньшие, Сыну-с носочком, Дочке-с цветочком, А соседу заиньке Сплету лапти маленькие. МУЗЫКОТЕРАПИЯ — это лекарство, которое слушают. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку. ПСИХОГИМНАСТИКА — курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с детьми с целью психофизической разрядки. Занятия по психогимнастике включают мимические и пантомимические этюды. Это выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, гнев, интерес, страх и др.) Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. ИГРОВОЙ МАССАЖ также применяется на музыкальных занятиях. В результате снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей, улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроение. Пример: Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу») Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек (пальчики «барабанят» по лбу, щечкам) Град, град! Сыплет град (хлопаем в ладоши) Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой) Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, повышение уровня речевого развития детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка. ТЕХНОЛОГИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, которую я применяю в своей работе, как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Мною разработаны и используются в работе проекты: «Шумел сурово брянский лес», «Мы память бережно храним», «Живет в народе песня». Активно участвую и в поектах воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой любимый город- Брянск», «Растим патриотов», «Моя семья- моя радость», «Была война». План реализации проекта: Первый этап. Накопление информационной базы. Подготовка методических рекомендаций. Формулируем проблему и цели проекта. Создание условий для проведения проекта. Разработать тематическое планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме. Провести мотивацию родителей на сотрудничество в проекте — консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Создание игровой мотивации, доступной для понимания детей дошкольного возраста. Заинтересовать каждого ребенка. Второй этап. Организационно – практический. Это непосредственная реализация проекта, его выполнение в различных формах работы (занятия, экскурсии, праздники, конкурсы и т. д.) Третий, заключительный этап. Подведение итогов, итоговые мероприятия, презентация. ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕЛОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты. Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; поручения, действия. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наше время. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. В своей работе использую информациоонно-коммуникативные технологии для: подбора иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов, кабинета, документации (сканирование, интернет, принтер, презентация). С помощью интернета можно найти дополнительный материал к занятиям, познакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, обменяться опытом, наработками других педагогов России и зарубежья. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий. Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество». ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
|