Формирование социокультурных ценностей у воспитанников через ознакомление с музыкальными культурами народов России |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Романюк Татьяна Александровна | |||
13.10.2021 20:38 | |||
Формирование социокультурных ценностей у воспитанников через ознакомление с музыкальными культурами народов России Консультация Т.А. Романюк, музыкальный руководитель МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44» 2021г. Мировое искусство и музыка, как один из его видов, играют очень большую роль в развитии способностей, в воспитании гармонично развитого человека, в формировании его толерантности, доброты, любви и уважения, дружелюбия и способности к сопереживанию. Мировая музыкальная культура позволяет малышу начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее, открывает возможность общения и духовного контакта с людьми разной национальности, создает условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Это понимание тесно связано с процессом восприятия музыки, который глубоко захватывает ребенка, а главное, в общении с музыкой ребенок легко находит выход творческой инициативы, интеллектуальной, и социальной активности. Мировое искусство и музыка, как один из его видов, играют очень большую роль в развитии способностей, в воспитании гармонично развитого человека, в формировании его толерантности, доброты, любви и уважения, дружелюбия и способности к сопереживанию. Каков же понятийный аппарат в рамках формирования социокультурных ценностей у ребенка — дошкольника? Социокультурные ценности – это жизнь человека, нравственные идеалы — истина, доброта, сострадание, толерантность, товарищество, красота, реализация своих способностей и быть счастливым.
Понятие «Культура» – происходит (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание). Понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности: мир повседневности и высших ценностей; предметный мир; мир деятельности и общения (Википедия). Есть другое определение: «Культура» — человеческая (социальная) деятельность в ее ценностной, процессуальной, предметной и результативной определенности. Вся совокупность продуктов материальной и духовной целенаправленной деятельности человека (Философия науки: Словарь основных терминов). Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – это социологический термин, обозначающий принятие иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идеям (Википедия). Начиная работать по данной проблеме, мы выделили принципы, которые легли в основу всей системы работы по данной теме:
Образовательная деятельность в рамках нашей проблемы была направлена на формирование средствами музыки нравственных качеств и правильного отношения ребенка-дошкольника к культурным особенностям и различиям людей страны. Я хочу подчеркнуть, что решение поставленных задач осуществлялась во взаимосвязи 5 образовательных областей, что объединило нас, музыкальных руководителей, со всеми участниками образовательного процесса. В связи с социальной направленностью темы проекта в каждой образовательной области мы выделили задачи по социализации детей.
Работая над ознакомлением с культурами народов России, мы опирались на пособие: Метод проектов в образовательной работе детского сада, автор Л.В. Михайлова – Свирская, которая предложила методику «Модель 3-х вопросов»:
После чего, мы формулируем идею проекта, т.е. его название, но обязательно с вопросом, например «Зачем человеку бубен?», «Что такое масленица у народов России?» Таким образом, мы учим ребенка планировать предстоящую работу, для того, чтобы ответить на свой вопрос. Но при этом у педагога есть право вносить свои идеи, задавать вопросы, помогающие сформулировать мысль ребенка. В ходе работы мы придерживаемся определенных правил. Вот некоторые из них:
В процессе работы мы сформулировали цель: обогащение опыта восприятия музыки разных жанров, стилей народов России и представлений у детей о взаимосвязи жизни людей, равноправных и дружелюбных отношениях между ними в процессе реализации музыкально — проектной деятельности. Работу начали с анкетирования на предмет выяснения, каких национальностей воспитанники посещают группы. Наш детский сад посещают дети разных национальностей, но мы выбрали принципу большинства. Это: Россия, Чувашия и Дагестан. Чтобы вызвать у детей интерес к проектной деятельности мы с детьми провели исследование «Какой Я национальности и где Я живу?». Далее пошли исследования по проблемам:
В ходе работы в режиме этих проектов у детей были сформированы представления:
В ходе реализации проекта «Почему танец можно прочитать как книгу?» мы решали образовательные задачи:
А в ходе его реализации вместе с детьми мы проделали следующую работу:
Наш опыт работы в режиме проектной технологии доказывает, что мировое искусство и музыка, как один из его видов, играют очень большую роль в развитии способностей, в воспитании гармонично развитого человека, в формировании его толерантности, доброты, любви и уважения, дружелюбия и способности к сопереживанию.
|