Творческое взаимодействие взрослых и детей в театрально-игровой деятельности |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Наталья Курбесова | |||
13.03.2015 09:24 | |||
Творческое взаимодействие взрослых и детей в театрально-игровой деятельности «Духовная жизнь ребенка полноценна В практике музыкального воспитания детей все основные формы работы – занятия, праздники, развлечения – проводятся с использованием театрализованных игр. Введение в мир театра, в мир условности, игры позволяет многостороннее раскрыться природным данным, заложенным в каждом ребенке. Известна огромная сила воздействия театрализованной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки различных человеческих способностей и, в первую очередь, способности познавать себя, окружающий мир. От чего зависит успех использования театрализованной деятельности в детском саду? Конечно, от увлеченности, искреннего интереса к данной деятельности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Этот обоюдный интерес и увлеченность помогают создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать все разнообразие красок и звуков, которые нас окружают. Однако, кроме увлеченности, необходимо еще владение разнообразным репертуаром – литературным, музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребенка, какие психические процессы они активизируют и развивают. Театрализованная игра должна быть направлена не только на приобретение положительного опыта, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи – эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни! Театрализованные игры можно рассматривать и как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях таких игр тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников (взрослых и детей) ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а так же многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.). Театрализация – это маленький спектакль и в то же время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтеза искусств, которая доступна детям. Объединение нескольких видов искусств, основанное на универсальных компонентах художественного языка и обогащающее каждый из них, создает уникальные возможности для художественного развития детей. Музыкальные игры-драматизации предполагают объединение музыкального движения, пения, художественного слова, мимики, пантомими-ки, при этом все они подчиняются главной задаче – созданию художественного образа. Поэтому в нашем детском саду сложился интегрированный подход к музыкально-театрализованной деятельности. Это помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ, служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Благодаря созданию системы интегрированных занятий, возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности), а так же памяти и внимания. С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности. Интеграции содержания музыкальной и театрализованной деятельности предшествовало освоение новых, здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, групповое творчество, музыкально-ритмические пальчиковые игры, танцы- «превращения», речевые игры и упражнения и др.), направленных на снятие эмоционального напряжения, регулирования нагрузок у детей. В результате освоения данных технологий нами было выбрано художественно-эстетическое направление работы, объединяющее театрализованную и музыкальную деятельность. Цель этого направления – развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллекту-ального потенциала через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщения к культурным ценностям. Развитие личности ребенка, его творческих, артистических способностей в нашем ДОУ осуществляется при активном использовании в едином педагогическом процессе программ О. Куревиной «Синтез искусств», Н. Сорокиной «Театр – творчество — дети», Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», серии методических пособий А. Бурениной «Театр всевозможного». Отбор содержания из дошкольных методик с целью их рацио-нального комплексирования позволил нам составить методическую разработку «Прекрасное рядом», где прослеживается взаимосвязь музыкальной и театрализованной деятельности. Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности: в театральной – движения, жесты, мимика, речевая интонация, позы; в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, му-зыкальная интонация и др. Цель данной методической разработки – создание целостной картины мира путем интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Задачи данной методической разработки:
эмоциональной раскованности; Задачи реализуются с учетом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации разработки «Прекрасное рядом» — на ребенка, его непосредственную реакцию на произведения искусства. В основе нашей работы с детьми в рамках интеграции находится модульный блок, разработанный для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Построение его по горизонтали и вертикали помогает педагогу выделить параллельные связи различных видов искусств с сохранением содержательной преемственности и последовательности в развитии общего эстетического процесса. Мы пришли к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, вечеров-развлечений, праздников. Поэтому нами разработан цикл интегрированных занятий по музыкально-театрализованной деятельности для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Количество таких занятий в учебном году – 9 в каждой возрастной группе. Проводит их музыкальный руководитель. Своеобразным результатом музыкально-театрализованной деятельности в нашем ДОУ является работа театрального кружка «Балаганчик». План работы его мы выстроили в форме «проектной таблицы». В ней педагог отмечает включение репертуара в различные формы работы с детьми – как фронтальные, так и индивидуальные занятия, а также другие формы: утренняя гимнастика, аэробика, досуги, в содержание которых входят различные творческие задания на создание пластических, песенных импровизаций, театральных этюдов и т.д. В течение учебного года дети представляют два-три театрализованных представления в каждой возрастной группе. В основе театрализованного представления лежит игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Игра-драматизация вырастает из репетиций, которые мы понимаем не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». При подготовке театрализованного представления уместна и «генеральная репетиция», в ходе которой необходимо создать игровую ситуацию – подготовку спектакля. Хотя это и достаточно большая нагрузка на детей, но это необходимо для создания целостного образа, понимания сюжета и своей роли в нем. Первые репетиции проводятся не после того, как дети выучили текст, а почти с самого начала работы над пьесой. В отличие от работы со взрослыми, преследующей другие цели, с детьми очень важно создать условия для разворачивания сюжетно-ролевой игры (то есть перекинуть психологический мостик от ролевой игры к театрализованной), а для этого необходимо заинтересовать юных актеров содержанием постановки, дать им возможность выбрать или принять свою роль, найти свои, индивидуальные способы самовыражения в данном образе. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью – разыгрыванием сказки, где создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. С этой точки зрения организация театрализованных представлений требует от педагога не только педаго-гического мастерства, но и режиссерского таланта. Часто взрослые сами играют некоторые роли в спектаклях. Это наиболее плодотворный путь, так как дети «заражаются» примером своего воспитателя, наравне с ним участвуют в спектакле. К придумыванию сюжетов мы привлекаем детей, а иногда и их родителей, и, таким образом, весь процесс – от замысла до реализации — превращается в совместное творчество. Ведь современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на создание условий, в которых ребенок занимает субъектную (активную) позицию, то есть именно ему, ребенку, а не взрослому принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль и т.д. Для этого мы используем технологию, в основе которой — обыгрывание известных и понятных детям ситуаций. Их можно представить в виде смысловых моделей, являющихся опорой в процессе совместного сочинительства. Важно, чтобы выбранный сюжет или ситуация были понятны и интересны детям, иначе они не смогут самостоятельно придумывать и будут ждать подсказки от взрослого. Сначала детям предлагаются для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традиции, семейные праздники такие, как новоселье (вспомним сказку «Кошкин дом»), приход гостей, либо наоборот, когда мы идем в гости (например, на день рождения Снегурочки), свадьба и т.д. Так, например, при обыгрывании «свадьбы» сюжетными «опорами» являются роли и традиционные действия персонажей: невеста, жених, гости, подарки, пожелания, незваный гость, счастливый конец. Так же детям предлагается:
Придумать историю можно и на основе модели «Сказочные персонажи в гостях у детей», используя те же способы и приемы включения детей в совместную деятельность с педагогом. Сочинить новый сюжет можно путем пересказывания событий в обратной последовательности, либо изменив характеристики персонажей, мотивы их поступков (например, вспомним мультфильм «Волшебная сила искусства» по сказке «Волк и семеро козлят»). Своеобразной основой для сочинения сказки (истории) и дальнейшего ее разыгрывания является карта-схема. Ее символы помогают выстроить сюжет, являясь опорой для проявления детской фантазии, воображения, дают некоторые подсказки, которые у каждого ребенка получают свое развитие. Карта-схема может быть составлена как педагогом, так и детьми. Работать по ней можно индивидуально и коллективно. В первом случае каждый ребенок рассказывает свою историю, а затем выбирается наиболее удачный вариант. Он то и используется для дальнейшего обыгрывания. Во втором случае сказку придумывают все вместе. Дети могут проявить свои творческие способности, разыгрывая сказку под пение взрослых (по типу фонограммы). Такой спектакль можно поставить в театре игрушки, кукольном или теневом театре, в жанре пантомимы. Очень важно, чтобы педагог вне зависимости от выбранной игровой модели, в процессе сочинения сюжета, обыгрывания конкретных действий постоянно заострял внимание на нравственной стороне конфликта, пояснял, кто прав, а кто виноват, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Это главная «сверхзадача» любого игрового сюжета, несущая нравственный смысл. В ходе интегрированного способа организации воспитательно-образовательного процесса, использования технологии моделирования различных игровых ситуаций для сочинения и обыгрывания
В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что служит необходимой предпосылкой для становления целенаправленной учебной деятельности. Улучшились показатели по таким разделам, как «элементарное музицирование» на 6%, «детское музыкальное творчество» на 7%. Результаты работы по составлению методической разработки «Прекрасное рядом», цикла интегрированных занятий по музыкально-театрализованной деятельности, использованию технологии моделирования игровых ситуаций показывают целесообразность и обоснованность предлагаемого в них подхода к художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей.
|