Конспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусств |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Малютина Виктория Владимировна | |||
10.03.2015 09:10 | |||
Конспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусств (по произведениям народных, авторских сказок и балетов П.И. Чайковского). Задачи:
Оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон, аудиозапись музыки (балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»), мольберты, рисунки, «Волшебная палочка», звуковое сообщение от «волшебной палочки», веретено, цветные карточки моделей, танцевальные карточки – модели, кисти, краски, элементы костюмов. Музыкальный ряд: П. И. Чайковский. Увертюра из балета “Щелкунчик”; П. И. Чайковский. Марш из балета “Щелкунчик”; П. И. Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица”; П. И. Чайковский. Тем Феи Сирени, Феи Карабосс, Феи Капельки, Феи Колосьев из балета “Спящая красавица”. Предварительная работа:
- оформление выставки рисунков детей для родителей. Оформление зала: Зал разделен на 5 зон, которые отмечены символами:
Ход: Дети входят в зал, встают врассыпную и раздается звон «Волшебной палочки». Музыкальный руководитель: — Ребята, вы слышите? Что это за звуки раздаются? Предполагаемые ответы детей: — Это наша «Волшебная палочка». Она нам что – то хочет сообщить. (Музыкальный руководитель берет в руки «Волшебную палочку». Звучит голос «Волшебной палочки» в записи). Волшебная палочка: — Дорогие ребята, я вновь рада с вами встретится. Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новую сказку, где добро не побеждает зло, а просто делает его добрым. Звучит музыка: Интродукция к балету «Спящая Красавица» Музыкальный руководитель: — Вы узнали, что это за музыка? Предполагаемые ответы детей: — Это тема Феи Карабос. Музыкальный руководитель: — Из какой это сказки и кто является композитором этого произведения? Предполагаемый ответ детей: «Спящая Красавица», П.И. Чайковский. «Волшебная палочка»: Правильно. Я помогу попасть вам в эту сказку, но в пути вас будут ждать трудности. Преодолеть их вам помогут смелость, находчивость и воображение. Готовы? Ответы детей: Да «Волшебная палочка»: Представьте себе, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите! Дети двигаются под музыку. Музыкальный руководитель: Вот мы и в королевстве сказок. 1. «Веретено сказок». (Звучит тема Феи Сирени.) Воспитатель одевает элемент костюма, изображающего Фею Сирени Музыкальный руководитель: А какая Фея сейчас с нами? Ответы детей: Фея Сирени. Фея Сирени (Воспитатель): Ребята, посмотрите, что это? Ответ детей: Веретено. Фея Сирени: Оно не простое, это «Веретено сказок». Давайте присядем на ковер, вы внимательно посмотрите и скажите, какие сказки вам знакомы. Вы готовы? Ответ детей: Да Просмотр презентации «Балеты П.И. Чайковского». После просмотра музыкальный руководитель предлагает детям рассказать, какие сказки они узнали. Предполагаемые ответы детей: «Коршун и белая лебедь из балета Лебединое озеро», танец Синей птицы из балета «Спящая красавица», танец Коломбино из балета «Щелкунчик», сцена с Феей Карабос из балета «Спящая красавица», Красная шапочка из балета «Спящая красавица», Щелкунчик сражается с Мышильдой из балета «Щелкунчик», все Феи из балета «Спящая красавица», танец снежных хлопьев и Щелкунчик из балета «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А что объединяет все эти репродукции? Предполагаемые ответы детей: К этим сказкам П.И. Чайковский написал балеты Фея Сирени: Спасибо, веретено. (откладывает его в сторону, достает цветок и подает его одному из детей) Я дарю вам этот цветок – символ нежности (показывает). Возьмите его с собой. Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, Фея Сирени, а мы продолжаем наш путь. Впереди нас ждут новые задания. Дети перемещаются в условное место Феи Канарейки. 2. «Моделирование сказки». (Звучит тема Феи Канарейки) Музыкальный руководитель: Музыка снова ведет нас дальше по сказочному пути. Вы, конечно, ее узнали, это… (обращает внимание детей на птицу, сидящую на ветке). Предполагаемые ответы детей: Это тема Феи Канарейки. Музыкальный руководитель: … которая дарит нам радость (музыкальный руководитель показывает перышко). А радость бывает яркой, нежной, озорной и это можно услышать в музыке, которую Фея Канарейка предлагает нам послушать, узнать и подобрать к ней цвет. Звучат фрагменты из балетов П.И. Чайковского Дети узнают. Подбираю цветной модуль. Исполняется «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет? Предполагаемые ответы детей: Музыка яркая, праздничная, победная, поэтому красный цвет самый яркий и победный сюда подходит больше всего. Музыкальный руководитель: Назовите сказочных героев – победителей. Предполагаемые ответы детей: Щелкунчик, Иван — царевич, Никита- Кожемяка, принц Дизере… Исполняется «Вальс» «Спящая Красавица» Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет? Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная и светлая, полётная и лёгкая, поэтому мы выбрали модуль такого цвета (розовый, желтый, голубой). Музыкальный руководитель: Назовите персонажей из сказок, которые бы обладали такими качествами. (полетностью и легкостью). Предполагаемые ответы детей: Золушка, Аврора, Дюймовочка, Фея Сирени… Исполняется «Увертюра» «Щелкунчик» Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет? Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная, беззаботная, игривая, поэтому к ней походят модули такого цвета (желтый, зеленый..). Музыкальный руководитель: А каких сказочных героев вы можете назвать? Предполагаемые ответы детей: Колобок, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик и т.д. Музыкальный руководитель: Фее Канарейке очень понравилось, как вы справились с заданием. Этот символ Радости ее подарок и мы его возьмем с собой. Продолжаем наш путь. Дети перемещаются в сторону Феи Капельки. 3. «Коллективное сочинение танца по схеме». Музыкальный руководитель: Ребята, я слышу нежные звуки, что это? Ответы детей: Тема Феи Капельки. Музыкальный руководитель: Поспешим за этой музыкой! Дети перемещаются к месту с изображением Феи Капельки. Музыкальный руководитель: Фея Капелька очень любит танцевать. Вы хотите потанцевать с ней? Предполагаемый ответ детей: Да Музыкальный руководитель: А какая музыка у этой Феи? Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная и светлая, полётная, лёгкая, колючая, быстрая). Детям предлагаются карточки с изображением различных танцевальных движений, дети рассматривают и выбирают более подходящие для данной музыки, выкладывают последовательность движений и исполняют творческий танец. Музыкальный руководитель: Какие замечательные капельки у вас получились, и мне так захотелось услышать их в музыкальных звуках. Я предлагаю вам музыкальные инструменты, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для звуков капель. (Дети выбирают музыкальные инструменты). Музыкальный руководитель: Я смотрю, никто не выбрал барабан, бубен, ложки. Почему? Предполагаемые ответы детей: Потому что у этих инструментов звук грубый, громкий, толстый. Музыкальный руководитель: А дирижером я предлагаю быть… Музыкальный руководитель предлагает роль дирижера, и дети импровизируют на музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель: Нежный звук ваших музыкальных инструментов так порадовал Фею Капельку, что она решила подарить нам колокольчик — Символ Добра. Музыкальный руководитель берет колокольчик и передает детям. 4. «Отгадай сказку по вкусу». (Звучит тема Феи Колосьев). Воспитатель одевает элемент костюма, изображающего Фею Колосьев Музыкальный руководитель: Мы отправляемся дальше по сказочному пути вместе с музыкой …Феи Колосьев. Воспитатель: Я, Фея Цветущих колосьев – Фея Щедрости, приготовила для Вас очень интересное задание. Вы должны вспомнить сказки по вкусу. (Дети пробуют кусочки хлеба) Воспитатель: А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с хлебом. Предполагаемые ответы детей: «Колобок», «Колосок», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Красная Шапочка», «Гуси –лебеди», «Конек – горбунок». (Дети пробуют кусочки яблока) Воспитатель: А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с яблоком. Предполагаемые ответы детей: «Гуси- Лебеди», «Хаврошечка», «Иван-Царевич и серый волк») Воспитатель: Вы знаете много сказок! Это- колосок, Символ Щедрости я дарю вам за выполненное задание. Счастливого Вам пути! 5. Встреча с Феей Карабос. Звучит тема Феи Карабос. Дети перемещаются в сторону замка Феи Карабос, где стоят мольберты, покрытые легкой, но достаточно плотной тканью, изображающей ее замок. Воспитатель перевоплощается в Фею Карабос. Злобно кружится возле детей, размахивая плащом. (Плащ двухсторонний: с одной стороны серебряный, с другой- желтый) Музыкальный руководитель: Не сердись, Фея Карабос. Мы прошли долгий и трудный путь по сказочному пути, прежде чем встретить тебя и преподнести наши подарки. Дети по очереди преподносят подарки. Предполагаемые высказывания детей:
(Тихо звучит музыка вальса) Фея Карабос: — Я чувствую, как мое сердце теплеет, добреет, радуется. Я слышу волшебные звуки вальса, который приглашает нас танцевать. Дети танцуют вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Фея Карабос незаметно меняет цвет плаща и снимает ткань с мольбертов, на которых прикреплены рисунки с изображением цветов. Фея Карабос: Я благодарю вас за прекрасный танец. От такой нежной музыки даже в моем каменном замке расцвели цветы. Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, чего не хватает в этом красивом, но каменном саду? Предполагаемые ответы детей: Света, тепла, добра, жизни, музыки, ласки. Музыкальный руководитель: Фея Карабос, а не хотела бы ты, чтобы твои цветы были такими же прекрасными как звуки этого вальса? Фея Карабос: Очень хочу, но не знаю, возможно ли это? Музыкальный руководитель: — Возможно, ведь музыка совершает настоящие чудеса. Дети рисуют под музыку «Вальса» П. Чайковского. Изображают кистью движение мелодии и ритм музыки. Фея Карабос рассматривает рисунки, благодарит детей. (Звучит тема Феи Сирени.) Музыкальный руководитель: Нам было очень хорошо в твоей сказке, но уже пора возвращаться. Фея Карабос: До свидания! Счастливого пути. «Волшебная палочка»: Закройте глаза! И представьте, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите! (Дети двигаются под музыку). 5. Подведение итогов. Музыкальный руководитель: Мы вернулись в наш детский сад. «Волшебная палочка»: Ребята, вы настоящие друзья! Помогли Фее Карабос стать добрей, красивей, нежнее! До новых встреч в сказке! Музыкальный руководитель: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось? Предполагаемые ответы детей: Репродукции к сказкам, превращение Феи Карабос, игра на музыкальных инструментах, узнавать сказку на вкус, танцевать и.д. Музыкальный руководитель: Какое у вас настроение после нашего путешествия? Предполагаемые ответы детей: Радостное, доброе, веселое, хорошее и т.д Музыкальный руководитель: Фея Карабос сделала вам подарок: диск, на котором записан балет «Золушка» С.С. Прокофьева.
|