Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусств
Занятия по Музыке
Автор: Малютина Виктория Владимировна   
10.03.2015 09:10

Конспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусствКонспект тематического досуга на тему: «Сказка в музыке» посредством синтеза искусств

(по произведениям народных, авторских сказок и балетов П.И. Чайковского).

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о музыкальных и литературных сказках;
  2. Слушать и узнавать отрывки балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, вызывать интерес к балетной классической музыке;
  3. Развивать творческое мышление, воображение, эмоциональную память через цветовосприятие;
  4. Воспитывать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.

Оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон, аудиозапись музыки (балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»), мольберты, рисунки, «Волшебная палочка», звуковое сообщение от «волшебной палочки», веретено, цветные карточки моделей, танцевальные карточки – модели, кисти, краски, элементы костюмов.

Музыкальный ряд:

П. И. Чайковский. Увертюра из балета “Щелкунчик”;

П. И. Чайковский. Марш из балета “Щелкунчик”;

П. И. Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица”;

П. И. Чайковский. Тем Феи Сирени, Феи Карабосс, Феи Капельки, Феи Колосьев из балета “Спящая красавица”.

Предварительная работа:

  • досуги на тему «Сказка в музыке» по балетам «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» с использованием «Волшебной палочки»
  • просмотр балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского
  • прослушивание аудиокассеты сказки «Спящая красавица» П.И. Чайковского
  • чтение сказки Ш.Перро «Спящая красавица»
  • проведение викторины с детьми по русским народным сказкам
  • рисование иллюстраций по сказке «Спящая красавица» Ш.Перро

- оформление выставки рисунков детей для родителей.

Оформление зала: Зал разделен на 5 зон, которые отмечены символами:

  1. Поляна с пеньком, на котором лежит веретено;
  2. Канарейка (игрушка), стол с цветными модулями;
  3. Символ- капелька;
  4. Колосья в вазе;
  5. Мольберты, накрытые тканью.

Ход:

Дети входят в зал, встают врассыпную и раздается звон «Волшебной палочки».

Музыкальный руководитель: — Ребята, вы слышите? Что это за звуки раздаются?

Предполагаемые ответы детей: — Это наша «Волшебная палочка». Она нам что – то хочет сообщить.

(Музыкальный руководитель берет в руки «Волшебную палочку». Звучит голос «Волшебной палочки» в записи).

Волшебная палочка: — Дорогие ребята, я вновь рада с вами встретится. Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новую сказку, где добро не побеждает зло, а просто делает его добрым.

Звучит музыка: Интродукция к балету «Спящая Красавица»

Музыкальный руководитель: — Вы узнали, что это за музыка?

Предполагаемые ответы детей: — Это тема Феи Карабос.

Музыкальный руководитель: — Из какой это сказки и кто является композитором этого произведения?

Предполагаемый ответ детей: «Спящая Красавица», П.И. Чайковский.

«Волшебная палочка»: Правильно. Я помогу попасть вам в эту сказку, но в пути вас будут ждать трудности. Преодолеть их вам помогут смелость, находчивость и воображение. Готовы?

Ответы детей: Да

«Волшебная палочка»: Представьте себе, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите!

Дети двигаются под музыку.

Музыкальный руководитель: Вот мы и в королевстве сказок.

1. «Веретено сказок».

(Звучит тема Феи Сирени.)

Воспитатель одевает элемент костюма, изображающего Фею Сирени

Музыкальный руководитель: А какая Фея сейчас с нами?

Ответы детей: Фея Сирени.

Фея Сирени (Воспитатель): Ребята, посмотрите, что это?

Ответ детей: Веретено.

Фея Сирени: Оно не простое, это «Веретено сказок». Давайте присядем на ковер, вы внимательно посмотрите и скажите, какие сказки вам знакомы. Вы готовы?

Ответ детей: Да

Просмотр презентации «Балеты П.И. Чайковского». После просмотра музыкальный руководитель предлагает детям рассказать, какие сказки они узнали.

Предполагаемые ответы детей: «Коршун и белая лебедь из балета Лебединое озеро», танец Синей птицы из балета «Спящая красавица», танец Коломбино из балета «Щелкунчик», сцена с Феей Карабос из балета «Спящая красавица», Красная шапочка из балета «Спящая красавица», Щелкунчик сражается с Мышильдой из балета «Щелкунчик», все Феи из балета «Спящая красавица», танец снежных хлопьев и Щелкунчик из балета «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А что объединяет все эти репродукции?

Предполагаемые ответы детей: К этим сказкам П.И. Чайковский написал балеты

Фея Сирени: Спасибо, веретено. (откладывает его в сторону, достает цветок и подает его одному из детей) Я дарю вам этот цветок – символ нежности (показывает). Возьмите его с собой.

Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, Фея Сирени, а мы продолжаем наш путь. Впереди нас ждут новые задания.

Дети перемещаются в условное место Феи Канарейки.

2. «Моделирование сказки».

(Звучит тема Феи Канарейки)

Музыкальный руководитель: Музыка снова ведет нас дальше по сказочному пути.

Вы, конечно, ее узнали, это… (обращает внимание детей на птицу, сидящую на ветке).

Предполагаемые ответы детей: Это тема Феи Канарейки.

Музыкальный руководитель: … которая дарит нам радость (музыкальный руководитель показывает перышко). А радость бывает яркой, нежной, озорной и это можно услышать в музыке, которую Фея Канарейка предлагает нам послушать, узнать и подобрать к ней цвет.

Звучат фрагменты из балетов П.И. Чайковского

Дети узнают. Подбираю цветной модуль.

Исполняется «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет?

Предполагаемые ответы детей: Музыка яркая, праздничная, победная, поэтому красный цвет самый яркий и победный сюда подходит больше всего.

Музыкальный руководитель: Назовите сказочных героев – победителей.

Предполагаемые ответы детей: Щелкунчик, Иван — царевич, Никита- Кожемяка, принц Дизере…

Исполняется «Вальс» «Спящая Красавица»

Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет?

Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная и светлая, полётная и лёгкая, поэтому мы выбрали модуль такого цвета (розовый, желтый, голубой).

Музыкальный руководитель: Назовите персонажей из сказок, которые бы обладали такими качествами. (полетностью и легкостью).

Предполагаемые ответы детей: Золушка, Аврора, Дюймовочка, Фея Сирени…

Исполняется «Увертюра» «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель: Почему Вы выбрали такой цвет?

Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная, беззаботная, игривая, поэтому к ней походят модули такого цвета (желтый, зеленый..).

Музыкальный руководитель: А каких сказочных героев вы можете назвать?

Предполагаемые ответы детей: Колобок, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик и т.д.

Музыкальный руководитель: Фее Канарейке очень понравилось, как вы справились с заданием. Этот символ Радости ее подарок и мы его возьмем с собой. Продолжаем наш путь.

Дети перемещаются в сторону Феи Капельки.

3. «Коллективное сочинение танца по схеме».

Музыкальный руководитель: Ребята, я слышу нежные звуки, что это?

Ответы детей: Тема Феи Капельки.

Музыкальный руководитель: Поспешим за этой музыкой!

Дети перемещаются к месту с изображением Феи Капельки.

Музыкальный руководитель: Фея Капелька очень любит танцевать. Вы хотите потанцевать с ней?

Предполагаемый ответ детей: Да

Музыкальный руководитель: А какая музыка у этой Феи?

Предполагаемые ответы детей: Музыка радостная и светлая, полётная, лёгкая, колючая, быстрая).

Детям предлагаются карточки с изображением различных танцевальных движений, дети рассматривают и выбирают более подходящие для данной музыки, выкладывают последовательность движений и исполняют творческий танец.

Музыкальный руководитель: Какие замечательные капельки у вас получились, и мне так захотелось услышать их в музыкальных звуках. Я предлагаю вам музыкальные инструменты, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для звуков капель.

(Дети выбирают музыкальные инструменты).

Музыкальный руководитель: Я смотрю, никто не выбрал барабан, бубен, ложки. Почему?

Предполагаемые ответы детей: Потому что у этих инструментов звук грубый, громкий, толстый.

Музыкальный руководитель: А дирижером я предлагаю быть…

Музыкальный руководитель предлагает роль дирижера, и дети импровизируют на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Нежный звук ваших музыкальных инструментов так порадовал Фею Капельку, что она решила подарить нам колокольчик — Символ Добра.

Музыкальный руководитель берет колокольчик и передает детям.

4. «Отгадай сказку по вкусу».

(Звучит тема Феи Колосьев).

Воспитатель одевает элемент костюма, изображающего Фею Колосьев

Музыкальный руководитель: Мы отправляемся дальше по сказочному пути вместе с музыкой …Феи Колосьев.

Воспитатель: Я, Фея Цветущих колосьев – Фея Щедрости, приготовила для Вас очень интересное задание. Вы должны вспомнить сказки по вкусу.

(Дети пробуют кусочки хлеба)

Воспитатель: А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с хлебом.

Предполагаемые ответы детей: «Колобок», «Колосок», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Красная Шапочка», «Гуси –лебеди», «Конек – горбунок».

(Дети пробуют кусочки яблока)

Воспитатель: А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с яблоком.

Предполагаемые ответы детей: «Гуси- Лебеди», «Хаврошечка», «Иван-Царевич и серый волк»)

Воспитатель: Вы знаете много сказок! Это- колосок, Символ Щедрости я дарю вам за выполненное задание. Счастливого Вам пути!

5. Встреча с Феей Карабос.

Звучит тема Феи Карабос. Дети перемещаются в сторону замка Феи Карабос, где стоят мольберты, покрытые легкой, но достаточно плотной тканью, изображающей ее замок. Воспитатель перевоплощается в Фею Карабос. Злобно кружится возле детей, размахивая плащом. (Плащ двухсторонний: с одной стороны серебряный, с другой- желтый)

Музыкальный руководитель: Не сердись, Фея Карабос. Мы прошли долгий и трудный путь по сказочному пути, прежде чем встретить тебя и преподнести наши подарки.

Дети по очереди преподносят подарки.

Предполагаемые высказывания детей:

  1. — Прими, пожалуйста, от нас вот этот волшебный цветок. Он одарит тебя нежностью.
  2. — Это волшебное перо принесет тебе Радость.
  3. — А это колосья Щедрости
  4. — Со звоном колокольчика в твоем доме будет больше Добра.

(Тихо звучит музыка вальса)

Фея Карабос: — Я чувствую, как мое сердце теплеет, добреет, радуется. Я слышу волшебные звуки вальса, который приглашает нас танцевать.

Дети танцуют вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Фея Карабос незаметно меняет цвет плаща и снимает ткань с мольбертов, на которых прикреплены рисунки с изображением цветов.

Фея Карабос: Я благодарю вас за прекрасный танец. От такой нежной музыки даже в моем каменном замке расцвели цветы.

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, чего не хватает в этом красивом, но каменном саду?

Предполагаемые ответы детей: Света, тепла, добра, жизни, музыки, ласки.

Музыкальный руководитель: Фея Карабос, а не хотела бы ты, чтобы твои цветы были такими же прекрасными как звуки этого вальса?

Фея Карабос: Очень хочу, но не знаю, возможно ли это?

Музыкальный руководитель: — Возможно, ведь музыка совершает настоящие чудеса.

Дети рисуют под музыку «Вальса» П. Чайковского. Изображают кистью движение мелодии и ритм музыки. Фея Карабос рассматривает рисунки, благодарит детей.

(Звучит тема Феи Сирени.)

Музыкальный руководитель: Нам было очень хорошо в твоей сказке, но уже пора возвращаться.

Фея Карабос: До свидания! Счастливого пути.

«Волшебная палочка»: Закройте глаза! И представьте, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите! (Дети двигаются под музыку).

5. Подведение итогов.

Музыкальный руководитель: Мы вернулись в наш детский сад.

«Волшебная палочка»: Ребята, вы настоящие друзья! Помогли Фее Карабос стать добрей, красивей, нежнее! До новых встреч в сказке!

Музыкальный руководитель: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось?

Предполагаемые ответы детей: Репродукции к сказкам, превращение Феи Карабос, игра на музыкальных инструментах, узнавать сказку на вкус, танцевать и.д.

Музыкальный руководитель: Какое у вас настроение после нашего путешествия?

Предполагаемые ответы детей: Радостное, доброе, веселое, хорошее и т.д

Музыкальный руководитель: Фея Карабос сделала вам подарок: диск, на котором записан балет «Золушка» С.С. Прокофьева.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год