ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Т.В. Лопатина | |||
23.02.2015 20:32 | |||
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности (Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма). Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание. Инструментальное творчество детей как правило проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.
Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
Детям 2-3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развёрнутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражания, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля. та-та и т.д. Дети 4-5 лет выполняют упражнения на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. Дети 5-6 лет способны сами сочинить музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают удерживать тональность в их импровизациях. 6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определённого настроения, жанра (танец, марш, песня) Народный песенный репертуар помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе знакомства с русскими народными песнями дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество. * Творческие задания I этапа.
Творческие задания II этапа.
Творческие задания III этапа.
|