Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Занятия по Музыке
Автор: Т.В. Лопатина   
23.02.2015 20:32

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории

МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества

Скачать конспект

– накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности (Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувства ритма). Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях.

Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей как правило проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

  1. Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, оставляющего на не устойчивом звуке.
  2. Подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
  3. Различие мажорного и минорного ладов; различать и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие ( «Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнения типа «Солнышко и дождик»)
  4. Различие и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
  5. Транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

  • импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
  • импровизация музыкальных вопросов и ответов;
  • сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определённом жанре.

Детям 2-3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развёрнутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражания, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля. та-та и т.д.

Дети 4-5 лет выполняют упражнения на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты.

Дети 5-6 лет способны сами сочинить музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов, которые помогают удерживать тональность в их импровизациях.

6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определённого настроения, жанра (танец, марш, песня)

Народный песенный репертуар помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе знакомства с русскими народными песнями дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество.

*

Творческие задания I этапа.

  • Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака)
  • Импровизировать попевку.
  • Петь свои имена на 2-3х звуках, передовая различные интонации.
  • Вести певческую перекличку.
  • Импровизировать мотив на 2-3х звуков на слоги «ля-ля», другой ребёнок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает.
  • Подражать ритмичному звучанию бубна.

Творческие задания II этапа.

  • Импровизировать мелодию на слова ответа: «У бабушки», «Ладушки» (русская народная прибаутка)
  • Упражнения на незнакомый текст в форме музыкального ответа: «Зайчик, зайчик, где ты был?»

Творческие задания III этапа.

  • Сочинить и спеть веселую песню на слова:» Солнце ярко светит весело на свете»
  • Сочинить и спеть грустную песню на слова: «Дождик льёт как из ведра. Загрустила детвора».
  • Сочинить и спеть песню, сочетавшую два звукоряда: «Танечка идет, весело поет. Танечка упала, всем нам грустно стало»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год