Конспект музыкального тематического занятия «Зимняя сказка» с использованием информационно-технических средств для детей подготовительной к школе группы
Работы принимала участие в конкурсе "Учитель года"
Программное содержание: 1. Накапливать музыкальный опыт. 2. Способствовать развитию творческого мышления. 3. Создавать средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) художественные образы.
4. Благоприятное эмоциональное поле. 5. Способствовать интеллектуальному и эмоциональному, духовному развитию детей. Задачи: 1. Музыкально-ритмические упражнения: закреплять умения детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и передавать в движении начало и окончание музыкальных фраз, отмечать движениями ритмический рисунок, темп музыкального произведения. Добиваться выразительности, непринужденности и эмоциональной передачи движений под музыку. 2. Слушание музыки: продолжать учить вслушиваться в музыку, прослеживать развитие музыкального образа, воспринимать произведение в целом. Развивать умение осознанно высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения. 3. Песенное исполнительство: закреплять навык естественного звукообразования, петь естественным голосом, без напряжения, следить за правильным дыханием. 4. Распевание: развивать звуковысотный слух, качество исполнения попевки, умение следить и точно пропевать движение мелодии, следить за правильным дыханием. Закреплять умение играть на металлофоне простейшие мелодии, воспитывать интерес к музыкальной творческой деятельности. 5. Танцевальное исполнительство: стимулировать участие в коллективных танцевальных композициях, развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений, расширять диапазон навыков выразительных движений, ритмично и легко, непринужденно выполнять элементы плясовых и танцевальных движений. 6. Творческие задания: воспитывать активный интерес к музицированию, творческой музыкальной деятельности. Ход занятия: Дети входят в зал по здороваются. Тихо звучит музыка. Звучит произведение П.И. Чайковского "Декабрь" из цикла "Времена года". На стационарном экране транслируется презентация (слайд 1 – «Зимний сказочный лес») Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, что вы видите перед собой? Что изображено на картине? (выслушать ответы детей) Да, действительно, этот зимний лес очень напоминает сказочный! И я приглашаю вас в путешествие по сказочному зимнему лесу, где мы возможно встретимся с любимыми сказочными героями, а возможно и самой Зимушкой-зимой! Как же нам добраться? Зимой в лесу, даже сказочном множество препятствий и преград на пути, но вы – смелые ребята! Готовы? Тогда в путь! Исполняется пьеса Т. Ломовой «Спокойный шаг». Дети выполняют задание. Музыкальный руководитель сопровождает аналитическими замечаниями выполнения задания. Музыкальный руководитель: Шагаем, как подсказывает нам музыка! Не наталкивайтесь друг друга, будьте терпимы, путь нелегкий! Каким шагом мы идем, бодрым или спокойным? Исполняется «Марш» М. Робера. Дети выполняют соответствующие движения. Музыкальный руководитель: Какие движения подсказывает нам эта музыка? Правильно, маршевая, бодрая, четкая, ритмичная, протаптываем себе дорожку по зимнему лесу! Осторожно, здесь мостик, давайте возьмемся за руки, и осторожно пойдем боком! Исполняется русская народная мелодия обработка муз. Е. Тиличеевой. Дети выполняют соответствующие движения. Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, дружно мы добрались в самую глубь леса! Посмотрите вокруг! Красота!
«Разукрасила зимушка сказочный лес Кружевными узорами. Ветерком зазывает дружных ребят К себе в гости. Здесь снежинки резные и Мохнатые хвойные лапки елочек. Чудеса нас здесь ждут И встреча с любимыми сказками» Музыкальный руководитель: Ребята, а хотите встретиться с самой хозяйкой этого прекрасного зимнего леса? (муз. рук. переодевается в Зимушку) Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли в гости в мой сказочный лес. А хотите, я взмахну своей волшебной палочкой и превращу вас в легкие пушистые снежинки? Звучит Вальс "Словно в прошлом" (из мультфильма "Анастасия"). (Слайд -.....) Дети импровизируют танец с бумажными снежинками в руках. Музыкальный руководитель: Ребята, а во что вы любите играть зимой на улице? Сейчас мы поиграем с вами в снежки. Проводится пальчиковая игра "Снежки". Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики). Мы с тобой снежок слепили.( Дети "лепят"). Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую). И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком). Раз - подбросим, ("Подбрасывают"). Два - поймаем, ("Ловят"). Три - уроним ("Роняют"). И... сломаем. (Топают). Музыкальный руководитель: Что-то холодно становится в волшебном лесу. Брррр.
Проводится упражнение по методу В. Емельянова Засвистели метели (дети выполняют глиссандо на звук "у" сверху вниз) Летели снега (дети выполняют глиссандо на звук "о") Стелила постели большая пурга (глиссандо на звук "и") Стелила постели морозом она (отрывисто произносит звук "а" в высоком регистре) И было метелям всю ночь не до сна (усиливают звук "у", разводя руками, затихают, соединяя руки перед собой) Муз. руководитель: А теперь слушайте, я вам сказку поведаю. Живет в сказочном лесу, где царствуют белые снега и крепкие морозы видимо-невидимо птиц и зверей. Все звери и птицы любят зимние забавы, предлагаю сейчас прокатиться на трех белоснежных конях. (Встали тройками по всему залу и поскакали галопом) Звучит песня "Три белых коня" (слайд – Тройка лошадей) Муз. руководитель: Ух, прокатились с ветерком! А теперь садитесь поудобнее. А кто же заботится о птицах и зверятах? ( выслушать ответы детей) На экране транслируется презентация (слайд 4 – «Снегурочка с лесными зверями») Музыкальный руководитель: А заботится о них маленькая, трудолюбивая девочка, которая живет с самим дедушкой Морозом в тереме расписном! Кто же эта девочка, вы догадались? Конечно, внучка дедушки Мороза – Снегурочка, главная его помощница! Самая добрая, скромная, трудолюбивая. Живут они ладно и дружно. а Снегурочка песню нежную поет. Вот и сейчас Снегурочка продолжает петь. Хотите услышать ее песню? Звучит в записи песня «Зимняя сказка» (муз А. Пинегина, слова А. Усачева) Предлагает ответить на вопросы: О чем рассказывает музыка? Какие чувства передает? Понравилась ли песня Снегурочки? Музыкальный руководитель: Замечательную песню мы услышали в сказочном лесу в исполнении Снегурочки. Посмотрите, кто еще пришел послушать песенку внучки Мороза? А для подсказки загадка: «Глаза – угольки, Нос – морковка, Весь холодный и большой, Кто же это? » На экране транслируется презентация (слайд – «Снеговик») Ребята, а вы знаете, что Снеговик тоже очень любит петь! Хотите послушать? Музыкальный руководитель предлагает детям музыкальную дидактическую игру «Лесенка» (включающая музыкальную лесенку, домик, игрушку Снеговика, металлофон) Ход игры заключается в том, что музыкальный руководитель зовет Снеговика из домика и приглашает погулять с ребятами по музыкальной лесенке и исполнить попевку, задавая высоту звука в диапозоне (Фа – До II октавы). В ходе игры дети исполняют песню-упражнение для развития голоса, звуковысотного слуха «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова. Дети несколько раз с фортепианным сопровождением исполняют попевку. Далее музыкальный руководитель привлекает детей в игровой форме изобразить самостоятельно «лесенку» на металлофоне. Приглашает поучаствовать несколько детей. Муз. руководитель: Снеговик благодарит детей и приглашает вас на лесную полянку. А что вы видите на лесной полянке? (ответы детей) А вы знаете песню про елочку? ( предлагаю спеть песню про елочку) Посмотрите, какие инструменты я приготовила для вас. Сейчас мы сочиним свою мелодию. Проводится игра "Дирижер" под музыку "Вальс" из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель" (музыка Г. Свиридова) (дети разбирают инструменты, встают полукругом, вперед выходит "дирижер", по ходу музыки дирижер палочкой указывает кому из "музыкантов" играть сейчас) Какая красивая хрустальная музыка у нас получилась! На экране транслируется презентация (слайд – «Улыбающийся Снеговик») Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились. Обратите внимание на экран, кто еще рад вашим успехам? Снеговичок за ваши старания дарит вам улыбку! Давайте и мы подарим Снеговичку улыбку! Ребята, посмотрите, Снеговичок предлагает поиграть! Сейчас вы увидите на экране любимых сказочных героев. Определите, пожалуйста, какое у каждого из них настроение и попробуйте его изобразить! Готовы? На экране транслируется презентация (слайд – «Золушка - грустная»), слайд – «Карабас Барабас - сердитый», слайд – «Дед Мороз - радостный», слайд – «Снегурочка – веселая») Музыкальный руководитель проводит игру для развития эмоциональной сферы «Угадай настроение героя». Угадывая героя, дети определяют его настроение по жестам и мимике и выразительно передают в своих движениях, мимике. После игры музыкальный руководитель благодарит детей, предлагает оставаться в хорошем, добром настроении! На экране транслируется презентация (слайд – «Новогодние свечи») Музыкальный руководитель: Наша зимняя сказка подходит к концу, мы побывали в волшебном лесу, встретили сказочных героев, поиграли и повеселились вместе с ними, незаметно пролетело время и нам пора прощаться! Посмотрите на наш волшебный экран, что вы видите? Да, это свечи – вьются, извиваются, в небо устремляются. Сейчас мы с вами представим, что у каждого из нас в руке новогодняя свеча... Представили? А теперь, загадайте желание, и продолжительным, длинным выдохом задуйте свечу! Проводится дыхательная гимнастика «Задуй свечу». Звучит релаксационная музыка. Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в зимний сказочный лес? А что вам больше всего запомнилось? Чему вы сегодня научились? Наша встреча заканчивается, но не заканчивается зимняя сказка. Она всегда рядом с нами, Придумайте свои зимние сказки, нарисуйте их, а потом будете рассказывать друг другу. Вы хорошо танцевали, пели, играли, мне очень понравилось и за это вам снеговичок дарит волшебные снежочки. (Зима отдает угощение)
|