Практикум для воспитателей "Синтез искусства-дорога в детство" |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Петрова Марина Васильевна | |||
21.10.2014 20:27 | |||
Практическое занятие для педагогов «Синтез искусства - дорога в детство» Задачи: Донести до педагогов значимость интегрированного подхода при знакомстве детей с классической музыкой. Понять разноплановую природу синтеза искусств с точки зрения дошкольного воспитания. Помочь педагогам развивать в детях цветомузыкальных слух, творческое воображение и ассоциативное мышление. Оборудование: Бумага для рисования формата «А 4» каждому педагогу, акварельные краски, кисти. Сообщение музыкального руководителя: «Синтез, интеграция, творчество» – каждый из нас по-своему понимает суть этих терминов. В переводе с греческого synthesis - это соединение, сочетание, составление. Для большинства из нас потребность в синтезе – это преодоление разобщённости знаний и чувств, стремление к целостности воссоздания мира, сведение обособленных, специализированных, добытых анализом знаний в единое целое. Но только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Так, колыбельная песня для малыша не отделима от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. Чтобы «заговорить» с ребёнком на одном языке, необходимо объединить зрительные, слуховые и художественно-эстетические ощущения. Такой педагогический подход созвучен природе самого ребёнка. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец - движением, поэзия играет смыслами, заключёнными в созвучиях языковых форм. По мнению музыковеда Л.Сабанеева, всякое художественное произведение синтетично, так как рождается в сферах ощущений, не затронутых именно этим искусством. Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально-образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой структуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчётливо: весёлую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). Описание сердитого, затаённого, угрюмого характера музыки замечательно дополняет эпитет «мрачная» - он подключает наше восприятие к зрительным ассоциациям. Дети склонны фантазировать, но их эмоционально-образный словарь довольно беден, поэтому чтобы придать восприятию музыки не только чувственность, но и особую глубину и осознанность, необходимо совместно с ними найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и те ощущения, которые эти цвета вызывают. Например, стоит педагогу использовать при характеристике музыкального произведения эпитет «тусклая», как у детей появятся уточнения (они могут видеть мелодию коричневой, серой, чёрной). Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом или художественно-изобразительном, дошкольникам недостаточно прямого, невербализованного «общения» с классической музыкой. На первых этапах знакомства с произведением необходимо проживание музыкальных интонаций в словах: дети должны осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства и эмоции она вызывает. Иногда, чтобы подобрать эпитеты, адекватные музыкальному образу, ребёнок должен почувствовать его в движениях или беспредметном рисовании. У каждого человека свой путь, который помогает ему войти в мир классической музыки. Педагогу необходимо знать эмоциональные особенности реакции детей на музыку различного характера, разбираться в свойствах изобразительного материала. От выбора художественной техники зависит успех детского творчества. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создать изображение (восковые мелки, пастель, сангина, акварель). Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование - пятном, точками, линиями. Это позволяет каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Техника, в которой детям предстоит передавать музыкальные впечатления, не должна быть трудоёмкой, затратной во времени. Даже переключение внимания с графической задачи на колористическую может отвлекать от музыки, разрушая целостное художественно-эстетическое впечатление.
Практическая часть: интегрированное занятие «Музыка и настроение»
Педагогам предлагается прослушать музыкальное произведение И.Баха «Шутка», определить его характер (радостный, озорной, лёгкий, непоседливый, игривый, беззаботный); Вопрос: «Когда, в каких случаях можно испытывать подобные чувства?» («Когда хорошее настроение», «Когда праздник», «Когда дарят подарки»)
Предлагается для слушания произведение Шумана «Грёзы» Проводится разбор произведения по аналогии (настроение мечтательное, грустное, тоскливое; когда скучали по маме, когда шёл дождь за окном, когда болели)
Музыкальный руководитель: Люди по-разному выражают свои чувства. Одни, испытывая обиду и грусть, плачут. Другие отходят в сторонку и ни с кем не хотят общаться. Третьи жалуются на обиды и огорчения. Некоторые никому не показывают своего горя, и только по их глазам мы можем понять, что человек печалится. А как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета? Какие краски вам кажутся весёлыми, радостными, а какие – печальными, мрачными? (Ответы педагогов) Каждый из нас может видеть настроение по-разному. Сейчас мы попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» музыку Шумана. Попытаемся сопроводить её звучание акварельными рисунками. Звучит музыка. Педагоги рисуют.
Не хочется прощаться с таким унылым настроением, поэтому вспомним пьесу, которую слушали вначале. Звучит «Шутка» Баха. Какое название могло бы подойти для этой музыки? (педагоги высказывают предположения: «Игра», «Солнечные зайчики», «Искорки») На другом листочке мы дадим весёлым, радостным краскам немного поиграть, потанцевать, пошутить под «Шутку» И.С.Баха. Если на одном листе встречаются светлые, яркие, солнечные краски, - получается праздник. Музыка Баха поможет нам выбрать для этого праздника лёгкие, звонкие, озорные цвета. (Слушая музыку Баха, взрослые в технике акварельного размыва передают своё цветомузыкальное настроение) В конце занятия сравниваются две акварельные работы. Совместно делается вывод: краски могут помочь человеку в передаче и радостного настроения, и грустного. Подобный синтез искусство помогает и детям лучше ощутить, воспринять, освоить музыкальные впечатления, творчески и свободно выразив своё отношение к воспринимаемому музыкальному образу.
|