Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Моторика | |||
Автор: Фатхуллина Нафиса Нафисовна | |||
24.04.2015 21:57 | |||
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ Старший воспитатель Фатхуллина Нафиса Нафисовна Пояснительная записка: Теперь, когда мы научились летать Б.Шоу Актуальность:
Мечтой каждой семьи является иметь здорового ребенка. Все родители желают, чтобы их дети были крепкими, красивыми, умными и в будущем занимали достойное место в обществе. Но в современном обществе увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети – инвалиды, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории относятся дети с детским церебральным параличом, а также дети со сложными дефектами, комплексными нарушениями: двигательные, речевые, зрительные, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. И целью нашего воспитания и обучения таких детей является: формирование позитивного образа – Я, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме. Дети со сложными дефектами, в основном, обездвижены. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с ДЦП и ДСД наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех. Вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит пальчиковым играм, так как их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. У ребенка с отклонениями в развитии речи в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Все дети с ограниченными возможностями здоровья, но очень живые, любознательные, внимательные к сверстникам. С удовольствием слушают сказки, по возможности отвечают на вопросы. Поэтому, я объединила любимые детьми сказки и гимнастику для пальчиков. Программа разработана по следующим принципам:
Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на всех занятиях, которые стали осмысленными, в то же время интересными и увлекательными. Цель программы кружковой работы: развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воспитание личности ребенка положительными сказочными героями. Программа предполагает решение следующих задач: Развитие моторных способностей через овладение пальчиковыми играми, влияющими на психофизические функции ребенка. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, уверенности в работе мелкой моторики рук. Выработать необходимые практические умения и навыки:
Характерными особенностями кружковых занятий являются:
Содержание кружковой работы выстроено в определенной последовательности: Рассчитано на детей с ограниченными возможностями здоровья. Структура кружкового занятия включает в себя следующие элементы:
Работа с книжками — раскрасками требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, правильно держать карандаш, покрасить, не выходя за контур рисунка. Программа предусмотрена для детей 3-7 лет. Продолжительность работы: 10- 15 минут, проводится одно мероприятие в неделю – во вторник, всего за год — 36 различных интегрированных форм работы. Особенности проведения мероприятий: Форма проведения: устная часть кружковой работы проводится с подгруппой, практическая часть — индивидуально с каждым ребенком. Выставка творческих работ за определенный промежуток времени. Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения, выразительное рассказывание стихов, сказок и пальчиковой гимнастики. У детей появляется увлечение темой, желание выполнить и покрасить красиво свою работу. Материалом на занятиях служат книжка – раскраска, цветные карандаши, книжки – сказки из серии «Мои первые сказки». Использование сказки в системе логопедических занятий и кружковой работы:
У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно. Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.
|