Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Моторика
Автор: Фатхуллина Нафиса Нафисовна   
24.04.2015 21:57

Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ

Старший воспитатель Фатхуллина Нафиса Нафисовна

Пояснительная записка:

Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу

Актуальность:

 

Скачать программу

Мечтой каждой семьи является иметь здорового ребенка. Все родители желают, чтобы их дети были крепкими, красивыми, умными и в будущем занимали достойное место в обществе. Но в современном обществе увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети – инвалиды, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории относятся дети с детским церебральным параличом, а также дети со сложными дефектами, комплексными нарушениями: двигательные, речевые, зрительные, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. И целью нашего воспитания и обучения таких детей является: формирование позитивного образа – Я, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме.

Дети со сложными дефектами, в основном, обездвижены. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с ДЦП и ДСД наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех. Вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит пальчиковым играм, так как их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. У ребенка с отклонениями в развитии речи в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья, но очень живые, любознательные, внимательные к сверстникам. С удовольствием слушают сказки, по возможности отвечают на вопросы. Поэтому, я объединила любимые детьми сказки и гимнастику для пальчиков.

Программа разработана по следующим принципам:

  1. Принцип взаимосвязи обучения и развития, который носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию детей.
  2. Принцип интеграции, основанный на изучении разных видов сказок и разнообразных видов пальчиковой гимнастики.
  3. Принцип индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии.

Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на всех занятиях, которые стали осмысленными, в то же время интересными и увлекательными.

Цель программы кружковой работы: развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воспитание личности ребенка положительными сказочными героями.

Программа предполагает решение следующих задач:

Развитие моторных способностей через овладение пальчиковыми играми, влияющими на психофизические функции ребенка.

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, уверенности в работе мелкой моторики рук.

Выработать необходимые практические умения и навыки:

  • Приобщить ребенка к изобразительному искусству: к картинкам, сказкам, стихам.
  • Выработать необходимые практические умения и навыки
  • Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, умение занять себя в свободное время.

Характерными особенностями кружковых занятий являются:

  • Направленность не на занятие, а на развитие ребенка, не сообщение ему суммы знаний, а приобретение практических умений.
  • Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.
  • Данная работа проводятся в игровой форме, интегрированной форме таких областей, как художественная, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, безопасность, социализация.

Содержание кружковой работы выстроено в определенной последовательности:

Рассчитано на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Структура кружкового занятия включает в себя следующие элементы:

  • Приветствие – создание положительного микроклимата.
  • Пальчиковую игру на развитие мелкой мускулатуры рук, памяти, внимания.
  • Работа с наглядными материалами, пособиями.
  • Знакомство с различными сказками, стихами, различными картинками по тематике.

Работа с книжками — раскрасками требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, правильно держать карандаш, покрасить, не выходя за контур рисунка.

Программа предусмотрена для детей 3-7 лет.

Продолжительность работы: 10- 15 минут, проводится одно мероприятие в неделю – во вторник, всего за год — 36 различных интегрированных форм работы.

Особенности проведения мероприятий:

Форма проведения: устная часть кружковой работы проводится с подгруппой, практическая часть — индивидуально с каждым ребенком.

Выставка творческих работ за определенный промежуток времени.

Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения, выразительное рассказывание стихов, сказок и пальчиковой гимнастики.

У детей появляется увлечение темой, желание выполнить и покрасить красиво свою работу.

Материалом на занятиях служат книжка – раскраска, цветные карандаши, книжки – сказки из серии «Мои первые сказки».

Использование сказки в системе логопедических занятий и кружковой работы:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
  • Приобщение детей к народному фольклору.

У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно.

Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год