Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук. |
Моторика | |||
Автор: Соколова Анна Петровна | |||
06.05.2015 23:21 | |||
Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук. Соколова А.П. воспитатель Нагайцева Т.С. воспитатель ГБДОУ № 11 Адмиралтейского района «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. Здоровый и развитый ребенок – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребёнка крепким, подвижным и умным? В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи? Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук, мы, таким образом, стимулируем речевой центр, развиваем речь. Мы, воспитатели, в детском саду уделяем большое внимание развитию мелкой моторики рук. На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью занятий по физической культуре, развитию речи, ознакомлением с окружающим и т.д. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный ( «трогательный») опыт взаимосвязаны. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений, психических процессов, можно использовать такие предметы-заместители, как скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время скрепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, творческого воображения, внимания (произвольное и непроизвольное), память, логическое мышление, закрепление цвета, счёта. Игры интересны и увлекательны. Могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие (Здоровье)», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Цель нашей работы познакомить и обучить детей играм. Дети с удовольствием играют со скрепками и прищепками, видят результат своей работы, вечером с удовольствием рассказывают родителям об играх. Варианты игр:
В заключении хочу отметить, что игры со скрепками – одно из интереснейших занятий для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на развитие ребёнка в целом. Играйте с удовольствием, Играйте на здоровье! Библиография:
|