Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития» |
Моторика | |||
Автор: Фефилова Оксана Владимировна | |||
11.10.2024 20:25 | |||
Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития» Цель: познакомить родителей детей с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей. Задачи: дать элементарные представления родителям о мелкой моторике рук. Пополнить знания родителей о развитии мелкой моторики рук детей в домашних условиях. План мероприятия:
Оборудование: игры, направленные на развитие мелкой моторики у детей. Ход практикума: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мероприятии. Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики рук у детей. В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Подумайте и скажите, с чем это может быть связано? (Обмен мнениями, обсуждение). Подведем итог вашим обсуждениям: Снижение уровня речевого развития можно объяснить несколькими причинами:
Что же такое мелкая моторика? (обсуждение, версии) Мелкая моторика рук — это не что иное, как ловкость рук. Не зря известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее». Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики. Развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем эффективнее будет осваивать речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться с самого раннего детства, задолго до поступления ребёнка в школу. Мы с вами родители и педагоги должны уделять особое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Этим мы сможем решить сразу две задачи:
В детском саду мы с детьми рисуем, раскрашиванием, выполняем аппликации, лепим из пластилина, теста, выполняем упражнения для развития мелкой моторики рук. На занятиях с детьми обязательно используем пальчиковую гимнастику или массаж рук. Пальчиковые игры — это хорошее средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, способствует развитию пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной. Я предлагаю проиграть в некоторые пальчиковые игры, которые мы проводим с детьми в группе. Выполняйте действия вместе со мной: 1. Ходит осень в нашем парке Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу) Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе) Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики) Фартук розовый – осине, Зонтик желтый – тополям, Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди) 2. Грибы Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый пальчик) Мы идём грибы искать! ( «шагаем» по столу средним и указательным пальцем») Этот пальчик в лес пошёл, (загибаем пальчики начиная с мизинца) Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Ну, а этот всё- всё съел, Оттого и потолстел. 3. Овощи У Лариски 2 редиски, (загибаем пальчики по одному или У Антошки 2 картошки. по два на каждое название овоща) У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца. А у Вовки 2 морковки, Да еще у Петьки две хвостатых редьки. 4. Капуста Мы капусту рубим – рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз) Мы морковку трём – трём (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть друг о друга) Мы капусту солим- солим (движение имитирующие посыпание солью) Мы капусту жмём- жмём (интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки) 5. Овощи У девчушки Зиночки (вытягивают руки с раскрытыми ладошками перед собой) Овощи в корзиночке (дети делают ладошки «корзинкой») Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого) Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина — молодец! (показывают большой палец) А сейчас я вас познакомлю с несколькими развивающими играми:
Я мячом круги катаю, Взад — вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А, теперь последний трюк: Мяч летает между рук. 4. Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами (предлагаю родителям попробовать поиграть вместе). - рисование на крупе это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребёнка, а также способствуют массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе, чем крупнее ее зёрна, тем лучше массируются пальцы ребёнка во время рисования. - сейчас я предлагаю вам выложить из фасоли дорожки, цифры, геометрические фигуры, буквы, домики, солнышко и т.д. - вместе с вами попробуем смастерить бусы из разных макарон (предлагаю родителям макароны разной формы), а затем их можно будет раскрасить. Второй вариант сначала красим макароны пищевыми красителями, а затем собираем бусы. 5. Игры с нитками для вязания — из ниток также можно выкладывать геометрические фигуры, дорожки, цифры, буквы и пр. Нитки можно разматывать, наматывать на палочку (клубок), привязать кольцо и притягивать им игрушку. Можно играть, вдвоем перетягивая игрушку одновременно разматывая и наматывая нитку. Можно нарезать нитки и украшать ими иллюстрацию раскрасок. Включайте фантазию и придумывайте игры! Ну, а наша встреча подошла к концу. И в завершении хочется сказать, что ни одно упражнение не станет развивающим, если ребенку будет не интересно. Задача нас взрослых, поддержать ребёнка, если необходимо оказать помощь, и быть терпеливыми и спокойными. Спасибо за внимание! Рефлексия: «Коробочка полезности». - Я предлагаю вам взять цветной круг: красный, желтый или зелёный и положить его в «Коробочку полезности». Зеленый круг – информация полезна, мы воспользуемся данными играми. Желтый круг — информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации. Красный круг — информация не была полезной, мне было скучно. Памятка для родителей «Как развивать мелкую моторику» Для развития мелкой моторики и ручной умелости предлагайте детям:
Не забывайте игры с практикума! Успехов вам и вашим детям!!!
|