РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА |
Моторика | |||
Автор: Еременко Юлия Ивановна Кузичева Елена Викторовна Городова Оксана Алексеевна | |||
10.10.2024 18:09 | |||
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Развитие мелкой моторики и творческого мышления детей относится к области организации такой познавательной среды, которая способствует познанию себя ребенком, своих возможностей, окружающей действительности и формирования своего отношения к миру. Уже в раннем возрасте ребенок учится формулировать свои мысли, выражать свои чувства, осознавать свои потребности. В связи с этим, процесс развития мелкой моторики выступает как необходимый компонент отображения внутреннего мира детей. Известно, что систематизированная целенаправленная деятельность, опосредующая развитие мелкой моторики, а также сенсомоторики в целом является своеобразным фундаментом развития высших психических функций ребенка на самых ранних этапах его развития. В процессе данной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей ребенка, развитие речевых навыков, а также сохранение и совершенствование психического, физического и социального здоровья посредством социализации в рамках активной игровой деятельности.
Известно, что мыслительная деятельность и интеллектуальные способности детей раннего возраста развиваются на базе функционального взаимодействия двигательных действия и процесса восприятия. Так, например, в условиях зрительного восприятия какого — либо предмета у ребенка возникает специфический комплекс ощущений, влияющие на создание образа. При этом в сознании начинают формироваться возможные взаимоотношения данного образа с окружающей ребенка действительностью. Это происходит с позиций влияния ощущений на органы чувств в данный конкретный момент. В этой связи необходимо отметить, что, если конкретный предмет лишь рассматривается ребенком, т. е. происходит только процесс созерцания, то в данномслучаевозникаетнекаяограниченностьвформированииразнообразныхи четких (с позиций определения функций) представлений о нем в сознании ребенка. В этой связи, с целью обеспечения продуктивности процесса восприятия возникает необходимость обеспечения так называемого живого созерцания, контекст которого предполагает активное взаимодействие ребенка с данным конкретным предметом. Понимая, что ведущей деятельностью на данном возрастном этапе является деятельность игровая, становится объяснимыми концепции В. В. Воскобовича, Т И. Балацкой, Б. П. Никитина, Т. Г. Харько и др. реализации в процессе развития мелкой моторики детей раннего возраста активных игровых технологий или активного взаимодействия ребенка с объектом в ходе активной игры. Осуществляя с предметом (объектом) действия определенного характера, ребенок, тем самым, пополняет собственный запас представлений о данном предмете (объекте), закрепляя его в активной игре посредством многократных повторений. Всвязисэтим, необходимоотметить, чтопедагогическаятехнология развивающих игр Б. П. Никитина и технология интенсивного развития интеллектуальныхспособностейдетейраннеговозрастаВ. ВВоскобовича позволяют интегрировать чувственное отражение ребенком действительности, полученное в условиях организации игровой среды в процесс развития особого типакритическогоипродуктивно-креативногомышления. Этодостигаетсязасчет удовлетворения требования многократного действия при сохранении высокого познавательного интереса ребенка. Помимо этого, вышеуказанные авторские методики отличает высокая эффективность и доступность, положительно влияющая на прогрессивное поступательно развитие высших психических функций через развитие мелкой моторики ребенка в данный возрастной период. Многофункциональность предлагаемых в рамках методик игр позволяет решать достаточно большое количество развивающих и образовательных задач, что всецело обосновывает известныйтезис– «мышлениенакончикахпальцев» иявляетсянезаменимымдля развития познавательной активности детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста при обучении в дальнейшем таким учебных предметам как математика, русскийязык, письмо, чтениеипр. Осваивать постоянно усложняющиеся образовательные программы сейчас нелегко, да и образовательная парадигма сегодня концентрирует внимание педагоговнатворческомсаморазвитииисамовыраженииребенка. Всвязисэтим развитиемелкоймоторикидетейобретаетособыйактуальныйсмыслвпроцессе игровой деятельности, концепция организации и содержательного наполнения достаточно широко представлена разнообразных игровых заданиях и упражнениях Б.П. Никитина, В. В. Воскобовичаидр.. В контексте заданной тематики также особого внимания заслуживает так называемый синтез игры и художественно — изобразительного творчества, известныйкак «Мозартика». Данныйтворческийобразовательно-развивающий продуктмногофункционален, чтоотражаетсявего специфике, представленнойв значительном развивающем и, к тому же, реабилитационном потенциале, что позволяет позиционировать данный продукт как феномен арт — терапии — мозартикотерапию – для детей, нуждающихся в восстановительных психологическихмероприятиях. Такой одновременно новый вид игры, органично сочетающийся с изобразительным творчеством, реализуется как технология спонтанного вовлечения ребенка в уникальный образовательно — развивающий и восстановительный процесс. Фантазийность элементов игры позволяет ребенку выступать творцом своего уникального мира, способствую раскрытию, гармонизации и самовыражению его личности в процессе игры. Подобные функции реализованы и в конструкторе для детей CUBORO, также ставшим достаточно ярким инновационным событием в области игровых технологий, направленныхнаразвитиевысшихпсихическихфункцийдетейраннеговозраста черезразвитиемелкоймоторики. Благодаряиспользованиювдеятельностидетей раннего возраста таких инновационных игровых технологий у детей начинают формироватьсятакназываемые «ядрачернойсубстанции», находящиесявкоре головного мозга и координирующие прогрессивное поступательное развитие мелкоймоторики.
|