«Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников». |
Моторика | |||
Автор: Васина Ольга Николаевна | |||
10.07.2024 19:31 | |||
«Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников». Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка. Ученым доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач, а это препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
Речь – это прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких либо пусть и не ярких выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма. Обращая внимания на развитие речи общества, речь сочеталась с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи. В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется а объяснении, помогает себе жестами. В то время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Вопросами взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать кА орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором стимулирующее речевое развитие ребенка. Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Мелкую моторику рук развивают: пальчиковая гимнастика, упражнения с массажным мячом, игры с конструктором, мозаикой, пазлами, игры со счетными палочками, рисование пальчиками, ладонью, игры с предметами домашнего обихода (макаронными изделиями, крупой, прищепками, резинками, бусами, заколками). Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты. Игры с песком и водой. При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
|