Методическое пособие Картотека пальчиковой гимнастики «Овощи. Огород»
Данная картотека составлена в рамках деятельности региональной инновационной площадки «Детский агропарк» МАДОУ №11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Ромашка» города Южно – Сахалинска
ПОДГОТОВИЛА: Сабурова Валентина Александровна, учитель-дефектолог МАДОУ № 11 «РОМАШКА» ЮЖНО-САХАЛИНСК 2024
АННОТАЦИЯ:
Данное методическое пособие «Картотека пальчиковой гимнастики «Овощи. Огород» составлено в соответствие с планом проекта региональной инновационной площадки «Детский агропарк», действующей в ДОУ № 11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинска. Социально-ориентированный, познавательно-исследовательский проект разработан для воспитанников, посещающих компенсирующую группу для детей с ЗПР, ТНР, а также для детей с ОВЗ, зачисленных в общеобразовательные группы ОУ.
скачать картотеку
Доказано, что пальчиковые игры являются одной из форм коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Помимо совершенствования речевых навыков, они способствуют развитию познавательных процессов, тонкой моторики пальцев рук, а также воображению детей.
Упражнения, представленные в картотеке, знакомят детей с миром овощей, с особенностями их выращивания на земле, в огороде. Пальчиковые игры составлены в форме веселых стишков с подробной рекомендацией их выполнения.
Методическое пособие «Картотека пальчиковой гимнастики «Овощи. Огород» рассчитано на педагогов, работающих в ДОУ с дошкольниками, в том числе с детьми с ОВЗ.
Картотека пальчиковой гимнастики «Овощи. Огород»
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
|
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Сжимать и разжимать пальцы.
|
Овощи
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немного горошка.
Овощи мы собирали.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
|
Левая рука:
Дети разминают указательный.
Дети разминают средний.
Дети разминают безымянный.
Дети разминают мизинец.
Правая рука:
(дети разминают мизинец)
(дети разминают безымянный)
(дети разминают средний)
(дети разминают указательный)
|
У Лариски две редиски
У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.
|
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» подушечки пальцев по направлению от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения
|
Картошка
И зелен и густ
На грядке куст
Покопай немножко
Под кустом – картошка.
|
Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.
Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают куст.
Изображают клубни картофеля: сжать кулаки.
|
Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку.
К ним пришла тут внучка,
Подбежала Жучка,
Кошка тоже потянула.
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
|
(разгибают большие пальцы)
разгибают указательные)
(разгибают средние)
(разгибают безымянные)
(разгибают мизинцы)
(поднимают руки вместе)
|
Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим
Мы капустку трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
Попробовали… Пересолили…
|
Движение прямыми ладонями вверх-вниз.
Поочередное поглаживание подушечек пальцев.
Потирать кулачок о кулачок.
Сжимать и разжимать кулачки.
|
Засолка капусты
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я капуста
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
|
Руки в замке, вращаем кистями.
Руки в замке, стучим ладонями друг о дружку.
Пальцы рук растопырены, ладонями вперед.
Соединенные пальцы округляем, как будто держим мяч.
Движения прямыми кистями вверх-вниз).
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Сжимать и разжимать пальцы.
|
Огород
Вырос у нас чеснок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год
Наш друг – огород!
|
Массаж фаланг пальцев.
На каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию.
Указательный
средний
безымянный
мизинец
мизинец
безымянный
средний
большой палец левой руки
большой палец правой руки
|
В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
|
(сжимаем – разжимаем пальцы)
(загибаем пальцы, начиная с большого)
(сжимаем – разжимаем пальцы)
|
Чищу овощи для щей
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз!Два!Три!
Огонь зажжен,
Кочерыжка, кочерыжка,
Выйди вон!
|
Вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли
(пожимают плечами)
(загибаем три пальца на левой руке)
(загибаем еще два пальца)
(загибаем пальцы на правой руке)
(еще один палец на правой руке)
(загибаем палец)
("раздвигаем" в сторону капусту)
(выставляем большие пальцы рук)
(указательные - другие в кулаке)
(выставляем средние пальцы рук)
(хлопаем),
(показать большой палец)
(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)
|
В корзиночке
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец
Наша Зина молодец!
|
ладошки «корзиночкой».
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Показывают большой палец.
.
|
Крапива
Посмотрите: притаилась
И пушистой притворилась!
Мы тебя, крапива, знаем,
Никогда срывать не станем!
|
Бельевой прищепкой
дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый
ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
|
Салат
Мы морковку чистим- чистим,
Мы морковку трём-трём,
Сахарком её посыплем
И сметанкою польём. Вот какой у нас салат,
Витаминами богат.
|
Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой.
Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад.«Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками.
Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая.
Протягивают ладони вперёд.
Поглаживают ладошкой живот.
|
Ах, крапива…
- Ах, крапива жжется,
В руки не дается!
Злая ты, колючая
Да еще кусучая!
Не дала цветок сорвать,
Чтобы маме показать!
- Нет, я не кусаюсь,
Просто защищаюсь!
|
Бельевой прищепкойдети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
|
Купите лук
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку,
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
|
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
|
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год
Наш друг – огород!
|
Левой рукой массаж правой руки:
Большой палец.
Указательный палец.
Средний палец.
Безымянный палец.
Мизинец.
Правой рукой массаж левой руки:
Большой палец.
Указательный палец.
Средний палец.
Безымянный палец.
Мизинец.
|
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
(«шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
ОХ!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
ОХ!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
ОХ!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
ОХ!
И суп овощной оказался непл
ох.
|
(на каждое название загибают пальчик)
(хлопок в ладоши)
(удары по столу кулачками и ладонями)
(на каждое название загибают пальчик)
(хлопок в ладоши)
(стучат ребром ладони по столу)
(на каждое название загибают пальчик)
(хлопок в ладоши)
(стучат ребром ладони по столу)
(на каждое название загибают пальчик)
(хлопок в ладоши)
(показать класс)
|
В огороде много гряд:
Тут капуста, тут томат,
Тут свекла, тут горох,
И картофель наш не плох!
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год!
|
Показать ладонь, пальцы в стороны,
затем по очереди загибать пальцы на руке,
в конце – ритмичное сжимание и разжимание пальцев)
|
Горошинки
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горшки не дают.
Дайте мне горошинку!
Я такой хорошенький!
|
Подушечками пальцев обеих рук выполнять легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошки.
Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать» воображаемые горошки.
Сложить руки «лодочкой», вытянуть их вперед, «выпрашивая» горошинку.
Обеими ладонями гладить себя по щекам или по голове.
|
|