Пальчиковая гимнастика |
Моторика | |||
Автор: Сайфуллина Рушания Сягитовна | |||
17.04.2023 21:29 | |||
Пальчиковая гимнастика Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». Мы до сих пор играем и, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая гимнастика — это упражнения для развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью).
Значение пальчиковой гимнастики:
С какого возраста можно выполнять упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с 3-х месячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 -7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти. Упражнения выполнять надо регулярно, ежедневно. Состояние мелкой моторики выявляют пробы:
Переключение с одной позы на другую
Дети в возрасте до 2-х лет: -Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. «Погладим кошку» Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко. (Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.) -С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик) «Кошка показывает коготки» Если когти точит кошка, Будет дождик за окошком. (Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.) Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе. Дети в возрасте 2 — 3 лет: -Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). "Капустка" Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем. (Имитируют движения в соответствии с текстом.) -Делают простые фигуры из пальчиков одной руки. "Зайка" Зайка серенький сидит, Он ушами шевелит. Вот так, вот так. Он ушами шевелит. (Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками») Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе. -Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). «Зайка книгу нашёл» Зайка книгу нашел, И открыл, и прочел, А закрыл, все забыл. И снова открыл, И все повторил, А закрыл, опять забыл. (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.) Дети 3 – 4 лет: -Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение. «Козочка» Вижу у козочки острые рожки. (Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.) Я убегу от неё по дорожке. (Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.) Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. -Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук. «Семья» Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — это Я. Вот и вся моя семья. (На слова последней строчки выпрямить все пальцы.) Дети с 4 до 5 лет: -Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук. Рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх). В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.) Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»). Кот испугался и убежал (изобразить кота). Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук «Дружные ребята» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок") Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев) Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями) -Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно. "Зайчик и кочан капусты" Встал зайчишка рано, вышел на поляну. (кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши). По опушке к лесу шел и большой кочан нашел. ("шагают" указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой) Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. ("заяц" грызет «кочан») Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся! (с усилием растопырить все пальцы) Дети 5 — 7 лет: -Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. «Ёлочка» Перед нами ёлочка: Шишечки, (показать кулачки) Иголочки, (вытянуть указательные пальцы вверх) Шарики-фонарики, (пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук) Зайчики (указательные и средние пальцы рук изображают «ушки») И свечки, (соединить ладони рук) Звёзды, (растопырить пальцы рук) Человечки. (указательные и средние пальцы рук изображают «ножки») -Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно. «Здравствуй!» Я здороваюсь везде: (большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца) Дома и на улице. (повторить) Даже «Здравствуй!» говорю (повторить на левой руке) Я соседской курице! (повторить)
|