«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» |
Моторика | |||
Автор: Зыков Сергей Николаевич | |||
26.03.2023 16:48 | |||
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Зыков Сергей Николаевич педагог-психолог МДОУ «Детский сад №1 п. Октябрьский» Белгородского района Белгородской области Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. На протяжении дошкольного возраста развитие мелкой моторики осуществляется в разных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, подготовка руки к письму и т. п.). Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Ребята часто отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью рук. В этих условиях возрастает роль пальчиковых игр, т.к. они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти и пальцев. Пальчиковые игры и упражнения, разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Кроме того, общеизвестно, что развитие пальцев рук способствует развитию речи и мышления ребенка. На этом основании становится актуальным использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики у младших дошкольников.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы и т. д. Упражнения по шнуровке способствуют развитию усидчивости и внимания, помогают маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими. Следующий пример пальчиковой игры – использование прищепок. Система заданий с ними делает упражнения интересными и познавательными. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. В играх с прищепками также развивается творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия. Детям предлагаются прищепки разного цвета, различные фигуры из картона, например, желтый круг – солнышко, на который для получения образа ребенок прикрепляет прищепки. В статье приведены лишь некоторые примеры использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно считать пальчиковые игры, которые способствуют активизации моторики рук и кистей и пальцев, развитию ловкости, умения управлять своими движениями, повышению концентрации внимания на выполнении движений руками и пальцами.
|