Интеллектуальное развитие детей «Ум на кончиках пальцев» |
Моторика | |||
Автор: Павлова Юлия Сергеевна | |||
20.07.2022 13:40 | |||
Интеллектуальное развитие детей «Ум на кончиках пальцев» В жизни человека существует недолгий, но по истине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в тоже время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Развивать ребенка с пеленок — модно. Но педагоги-психологи считают, что важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в. том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока мнимыми знаниями. С ребенком нужно просто играть. Это самое благодарное время препровождение. Сегодня мы поговорим о развитии мелкой моторики руки, о пальчиковых играх. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», — писал И. Кант. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальцев достигают достаточной точности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу, нужно с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Уровень развития мелкой моторики один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связанная речь. По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую и левую, что будет способствовать полноценному развитию обеих полушарий головного мозга. Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и работа с мозаикой, выкладывание фигур из палочек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т.п., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т.п.), волчки, эспандеры и цилиндры, рамки Монтессори, разнообразные виды застежек, которые используются в одежде и обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылки; или ребенку предлагается порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки». Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы подготовить руки ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась речь, можно использовать стишки, считалки, песенки, сказки. Любые стихотворные произведения педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальцев — сначала простые, несложные, а затем из усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
|