«Развивающий коврик «Цветная полянка» — пособие для развития мелкой моторики и элементарных математических представлений детей 4-5 лет» |
Моторика | |||
Автор: Назарова Елена Борисовна Толмачёва Инна Михайловна | |||
16.07.2022 19:22 | |||
«Развивающий коврик «Цветная полянка» — пособие для развития мелкой моторики и элементарных математических представлений детей 4-5 лет»
Развивающий коврик «Цветная полянка» разработан в рамках практической деятельности педагогами группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет. Пособие можно использовать в группе на занятиях по сенсорному, по речевому, познавательному развитию и в самостоятельной деятельности. Так же предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная работа по пособию. В зависимости от возраста подбираются варианты игр и упражнений по содержанию коврика. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей. Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия (зрительного, слухового и осязательного) и в процессе различного рода действий с этими предметами, а также освоения способов их использования. Степень развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста имеет огромное значение для развития в целом.
С помощью данного пособия можно организовать эмоциональные и сенсорно насыщенные игры, которые позволяют реализовать следующие задачи:
Одним из необходимых условий эффективности этой деятельности является проведение систематической и методически правильной работы, в том числе по созданию развивающей предметно – пространственной среды. Таким образом, использование развивающего коврика «Цветная полянка» является актуальным для развития детей дошкольного возраста. Для того чтобы качественно решать задачи формирования элементарных математических представлений детей 4-5 лет, а также превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, мы сшили в группу «Развивающий коврик «Цветная полянка»». Описание дидактического пособия: Развивающий коврик «Цветная полянка» – сшит из габардина, размером 1м 50см* 1м 20см, на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Коврик предназначен: для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, тактильные ощущения); развития мелкой моторики рук, активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к математической деятельности младших дошкольников.) На основу коврика с помощью кнопок, пуговиц и липучек прикрепляются игровые элементы, которые воспитатель использует с ребенком в совместной игровой деятельности для развития познавательной активности и накопления сенсорного опыта. Пристегивающиеся игровые элементы могут быть использованы для самостоятельной и индивидуальной работы с детьми. Дополнительно для игр на коврике изготовлены следующие детали: цветы и бабочки разных цветов, ёжики и грибочки, матрёшки и заплатки, баночки и фрукты с овощами, веревочки и т.п. Рукотворность исполнения деталей позволяет создавать и добавлять новые элементы к играм, усложнять их, постепенно создавая огромную коллекцию игр и упражнений. «Эффект новизны» приводит детей в огромный восторг. Яркие цвета и разнообразная фактура пособия позволяет одновременно использовать зрительный и тактильный анализаторы. Также для игр на «Цветной полянке» можно использовать другие дидактические материалы: прищепки для развития мелкой моторики, бусины разного цвета и формы, геометрические фигуры, разноцветные веревочки, тематические игрушки небольшого размера. Результатом использования данного дидактического пособия в группе воспитанников 4-5 лет являются:
Дидактическое пособие «Цветная полянка» обладает такими характеристиками, как полифункциональность, вариативность, доступность. Коврик безопасен в использовании, при необходимости – легко стирается, что полностью соответствует нормам СанПина. На начальном этапе работы с пособием воспитатель или специалист, организующий игру, помогает ребенку освоить возможные варианты его использования. «Полянка» и материалы, используемые для игр на коврике, располагаются в свободном доступе для детей. Это позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и формированию самостоятельных действий. Совместная деятельность взрослых и детей, организованная на «Полянке», строится по типу сотрудничества взрослых и детей. Все выступают как равноправные участники игры и соблюдают очередность. Педагоги эмоционально комментируют игру, «заражая» положительными эмоциями детей. Необходимо учесть требования к условиям проведения игр с использованием дидактического пособия: при использовании в качестве дидактической игры расположить коврик на ровной поверхности, например, на полу. Обязательно проверить достаточную степень освещенности пособия, для удобства манипуляций, предложить ребенку принять удобную для него позу, можно сесть перед ним на колени, обращая внимание на то, чтобы отбрасываемая тень не заслоняла игровое поле. Или расстелить коврик на столе, где можно сеть на стул или подходить к столу и выполнять задания, стоя, в зависимости от динамичности и вариативности выбранной вами игры. Заключение. Практика показывает, что проведение систематической и методически правильной работы с использованием представленного выше пособия позволяет достичь следующих результатов:
Это в свою очередь, позволяет нам говорить об эффективности использования многофункционального сенсорного коврика «Полянка» в работе с детьми 4-5 лет. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, с использованием коврика «Цветная полянка» в которой дети 4-5 лет играют с большим удовольствием. 1. «Найди цветок для бабочки» Цель: формировать умение различать цвета, познакомить детей с названиями основных цветов.
Она очень любит летать по красивым полям, любит лакомится вкусным нектаром. Полетела бабочка на полянку, смотрит, а полянка – некрасивая. Посмотрите, чего не хватает на ней. -Дети: цветов. Педагог: Правильно Посмотрите, листья есть, а цветов нет. Давайте украсим полянку цветами (дети украшают, прикрепляя на кнопки и пуговицы цветы). Какая красивая получилась полянка, как много цветов. Какого они цвета? (дети называют цвета). Педагог: Давайте посчитаем, сколько желтых и сколько красных. Каких больше? Как мы можем узнать? (методом приложения или наложения узнают). Педагог: Наша бабочка позвала своих подружек. Давайте каждому цветку подберем бабочку. (подбирают по цвету). Вот как весело стало бабочкам. Давайте возьмем бабочек в руки и потанцуем с ними. (танец с бабочками). Молодцы. 2. «Матрёшки» Цель: закрепить представления о круге, квадрате и треугольнике, умение определять и называть свойства предметов; закреплять цвет. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности. Развивать мелкую моторику. Педагог: На полянке встретились две матрешки. Давайте нарядим сначала их в платочки (дети прикрепляют на основу матрешек лица и платочки). Посмотрели друг на друга и увидели, что их одежда испорчена. Давайте поможем матрешкам, поставить заплатки на их платья. Обратите внимание, на что похожи форма заплаток? (ответы: на фигуры геометрические). Какие? (ответы: треугольник, круг, квадрат). Диана, помоги матрешке красного цвета. Вероника, помоги матрешке синего цвета. (дети ставят заплатки, проверяют себя и друг друга). Молодцы. 3. «Подарки от ежиков» Цель:
Педагог: Отправились ежики на полянку за грибами. Коричневый ежик решил собрать грибы мухоморы в подарок лосю. А желтый ежик решил собрать подберезовики для белочки. Давайте поможем ежикам собрать грибы. (дети крепят грибы на фигуры ежиков). Посчитайте у кого сколько. (дети пересчитывают). У кого больше? Как сделать, чтоб стало одинаково? (дети проводят различные действия с фигурами в зависимости от задания педагога). Правильно. Ежики отправились в гости и понесли свои подарки. 4. «Цветы и бабочки» Цель: формировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. Педагог: Бабочка — красавица на цветочек села, ветерок дунул — она и полетела. (Считаем сколько цветов синего, красного, желтого цвета. В соответствии с количеством цветов того или иного цвета сажаем на них бабочку с цифрой, соответствующей количеству цветов). 5. «Поможем бабушке» Цель: закрепить умение правильно понимать смысл слов «внутри» и «снаружи» и грамотно употреблять их в речи; закрепить счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение. Педагог: Мы волшебники немного. Был один, а стало много. Бабушка заготавливает (соления, варенья). Посмотрите, в этой банке у бабушки лимоны. Где они находятся? (внутри банки) Сколько их? А в другой банке груши. Давайте их посчитаем. Давайте скажем в какой банке получилось какое варенье. (лимонное, грушевое и т.п.) Задания — Пересчитываем фрукты, каких больше, что сделать, чтобы стало одинаково? 6. «Платочки» Цель: развивать внимание, мыслительные операции, умение работать в паре, видеть и продолжать закономерность чередования цвета. Развивать мелкую моторику руки. закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения. А) На веревочку с помощью прищепок вешаются разноцветные платочки. Спросить у Дианы какого цвета эти платочки. Первый ребенок вешает, второй снимает. Помогают друг другу. Б) На столе лежат 2 широкие и 2 узкие полоски — полотенца медвежонка и зайчонка. Воспитатель рассказывает, что зверушки попросили детей развесить сушить полотенца на веревочку. - Какие из этих полотенец принадлежат медвежонку, а какие зайчонку? Как правило, дети отвечают, что широкие полотенца — для медвежонка, а узкие — для зайчонка. - Как вы будете сравнивать полотенца по ширине? Дети с помощью воспитателя проговаривают, опираясь на рисунок, способ сравнения по ширине и выполняют задание. - Рассмотрите полотенца медвежонка. - Чем полотенца отличаются? (Цветом.) - Чем они похожи? (У них одинаковая ширина и длина.) - Теперь рассмотрите полотенца зайчонка. Чем они похожи? (У них одинаковая ширина и длина.) - А чем они отличаются? (Цветом.) Воспитатель предлагает детям повесить на веревку широкое красное полотенце. - Рядом повесьте узкое полотенце другого цвета. - Следующим повесьте синее полотенце. - Расскажите, какое полотенце еще не повешено? (Красное, узкое.) - Сколько полотенец вы повесили сушиться? (Четыре.) - Сколько красных полотенец висит на веревке? (Два.) - Чем отличаются эти полотенца? (Одно широкое, другое узкое.) - Сколько полотенец желтого цвета повесили сушить? (Одно.) - Сколько широких (узких) полотенец висит на веревке? (По два.) - Что интересного вы увидели в том, как развешены полотенца? (Они висят так: широкое, узкое, широкое, узкое...) 7. «Пирамидки» Цель: Закрепить умение выделять овальную форму, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, фантазию, логическое мышление. Педагог: Дети давайте поиграем в игру кто быстрее соберет пирамидку. Дети собирают пирамидку (она крепится между собой с помощью пуговиц и петелек.) Когда пирамиды собраны спросить у первого ребенка назвать цвета пирамиды снизу верх, а второго ребенка с верху в низ. Можно прикрепить цифры на детали пирамидки, посчитать, закрепить порядок цифр и т.п.
|