Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста»
Моторика
Автор: Коймурзаева Динара Хабийбуллаевна   
27.05.2022 10:04

Статья «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста»Статья «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста»

Подготовил: Воспитатель Коймурзаева Д.Х. Санкт — Петербург Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга 2022г.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Как говорил В. М. Бехтерев: «Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на формирование и развитие детей. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

 

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Поскольку развитие и коррекция речи немыслимы без воздействия на другие психофизиологические процессы, то каждое занятие должно быть снабжено интересными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой и общей моторики. Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Существуют специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Движения рук управляются несколькими механизмами. Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, твердости, мягкости предметов. Кинетическая память обеспечивает автоматизацию навыков.

В своей работе необходимо внести несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами
  • пальчиковые игры
  • лепка
  • массаж пальцев и кисти.

Применять различные игры, цель которых – развитие мелкой моторики у детей.

Пластилин или тесто для лепки. При помощи пластилина развивается гибкость и подвижность пальцев, что в свою очередь способствует улучшению речи.

Игры – шнуровки. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а следовательно поэтапная подготовка к письму.

Доски Сегена (вкладыши). Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры. Игры и гимнастика помогают в общем всестороннем развитии.

На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год