Статья «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста» |
Моторика | |||
Автор: Коймурзаева Динара Хабийбуллаевна | |||
27.05.2022 10:04 | |||
Статья «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста» Подготовил: Воспитатель Коймурзаева Д.Х. Санкт — Петербург Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга 2022г. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Как говорил В. М. Бехтерев: «Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на формирование и развитие детей. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Поскольку развитие и коррекция речи немыслимы без воздействия на другие психофизиологические процессы, то каждое занятие должно быть снабжено интересными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой и общей моторики. Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Существуют специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Движения рук управляются несколькими механизмами. Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, твердости, мягкости предметов. Кинетическая память обеспечивает автоматизацию навыков. В своей работе необходимо внести несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
Применять различные игры, цель которых – развитие мелкой моторики у детей. Пластилин или тесто для лепки. При помощи пластилина развивается гибкость и подвижность пальцев, что в свою очередь способствует улучшению речи. Игры – шнуровки. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а следовательно поэтапная подготовка к письму. Доски Сегена (вкладыши). Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Игры и гимнастика помогают в общем всестороннем развитии. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
|