Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи» |
Моторика | |||
Автор: Астаева Ирина Николаевна | |||
24.05.2022 18:37 | |||
Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш» Подготовила: учитель – логопед Астаева И.Н. г. Сургут. Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук, и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Предварительная работа:
Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, музыкальный центр. На столах (стоят буквой «П») вниманию родителей представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, мозаики, дидактические кубы, кубики разные, матрёшки, пирамидки, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (пуговицы, бусины, пробки, цветные палочки, геометрические фигуры, цветные шнурки), различные виды бус (для нанизывания), материал для массажа (массажные мячи, шишки сосновые, прищепки, грецкие орехи, шестигранные карандаши), ёмкости с горохом, пробками (игры в «прятки»). Кукла, материал для нанизывания бус. Раздаточный материал для родителей: Наглядный материал с содержанием пальчиковых игр для родителей (для практической части семинара) «Практические рекомендации по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей» «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала» Введение. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А. Сухомлинский. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Актуальность: Наблюдая за детьми раннего, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. Как выяснилось из бесед с родителями и анализа анкет, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук. Отмечалось достаточное внимание родителей к приобретению развивающих игр, но родители не знают как использовать эти игры в развивающих целях. Также уделяется мало внимания совместным играм с малышами. И большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляции с мелкими предметами. Проанализировав все это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему. Ход мероприятия Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на родительском собрании семинар — практикум по теме: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук». Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей. Все Вы знаете, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Родители перечисляют игры, в которые они играют. Предлагаю вам рассмотреть подробно все эти вопросы. Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений, которые можно разделить на 3 группы (здесь родителям предлагается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения) Далее предлагается разминка для пальчиков (и не только), начинающаяся с игровой ситуации с куклой и бусами. I группа — упражнения для кистей рук:
- учат переключаться с одного движения на другое. II группа – упражнения для пальцев условно статические: - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. III группа – упражнения для пальцев динамические:
Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет или какое-то животное (флажок, домик, колечки, цепочки, очки, филин дом, человечек, ворота, цветы, пчелы, рыба, лошадка, собака, коза, кошка, мышка, мостик, сарай). И после усвоения ребенком нескольких упражнений можно придумать вместе итоговую сказку или рассказ. Давайте попробуем выполнить упражнения вместе (Приложение 3). Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем … Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась, Туфли новые надела, Долго в зеркало глядела. Причесалась не спеша, До чего же хороша! Бусы новые надела, Застегнула неумело, Разбежались бусы вскачь, Тише, Машенька, не плачь! Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?). Логопед: оказывается нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам… Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые к тому же ещё и дают малышу определённые знания. Например, игра «Апельсин» (по мотивам стих. Л.В. Зубковой) даёт малышу математические представления – понятия один и много. (Приложение 4) Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами. Вопрос родителям: как вы думаете, какие это игры? (родители приводят примеры). Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами. Вопрос родителям: как вы думаете, какие это игры? Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть? (родители приводят примеры, делятся опытом). В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков, перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом (игры в «прятки»); нанизывание бус. Очень увлекают малышей так называемые игры в «прятки». В нашей практике эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с горохом или пластмассовыми пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Мы сопровождаем начало игры следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Далее обыгрывается в зависимости от того, что нашли (например, «Миша зайчика нашёл, Даша уточку нашла…»). Также малыши могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие. Например, горох перекладывают в бутылочки, затем пробками закрывают их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации. (Приложение 5) Логопед: Я думаю, что у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. Родители делятся опытом. (пальчиковый театр; лепка из теста, пластилина; выкладывание рисунков из гороха, риса; работа с наклейками и др.). Кроме того, мы в практике применяем массаж и самомассаж с использованием прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей, массажных мячей. Например, игра — массаж «Чудо–прищепки» -ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги. Например: Кусается сильно котенок — глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, Скажу тебе: кыш! Можно использовать любое другое стихотворение или потешку. При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т.п. (солнышко, ёжик – плоскостные Вашему вниманию предлагаем пример одного такого занятия с малышом — Сказка «Маленький ежик» (по мотивам песенки «Маленький ежик» При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки), и ваш малыш охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов. На этом можно закончить наш семинар, но еще раз хочу напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут. По окончании семинара вниманию родителей предлагается подборка методической и детской литературы по данной теме. Также их вниманию предлагаются игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей. Помимо этого родителям выдаются «Практические рекомендации по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей» (Приложение 7) «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала» (Приложение 4) (Приложение 5). В дальнейшем я вела индивидуальную работу с родителями в этом направлении в форме индивидуальных бесед с ними, цель которых – дать конкретные рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей в зависимости от встречающихся трудностей.
|