Методы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи |
Моторика | |||
Автор: Ришко Екатерина Игоревна, Шавалдина Юлия Александровна | |||
17.01.2022 05:57 | |||
Методы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи Воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности Ришко Екатерина Игоревна, Шавалдина Юлия Александровна Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» Г. Череповец, 2021 г. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, которые расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику. Целью нашей работы является развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи и развитие зрительно-пространственной координации. Мы поставили перед собой следующие задачи:
Мы провели научно-исследовательскую работу по проблеме и диагностическую работу. Для обследования развития мелкой моторики мы взяли такие упражнения:
По результатам диагностики выяснили, мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Большинство детей не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Для развития мелкой моторики рук мы подобрали комплекс пальчиковых игр. С целью педагогического просвещения родителей было проведено тестирование детей «Левша или правша», «Готов ли ваш ребенок к письму». Чтобы ребенку было легче овладеть навыками письма, целесообразно определить, кто ребенок – «левша» или «правша». Выяснилось, что у 90 % детей ведущей рукой является правая. Была составлена консультация для родителей «Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей», проведен тренинг «Пальцы помогают говорить», семинар-практикум «Профилактика письменной речи у детей дошкольного возраста». Один раз в месяц вечерняя деятельность детей посвящалась развитию мелкой моторики рук. Были проведены такие занятия: «Страна Игралочка», «Умный карандаш», «Веселый художник», «Путешествие» и др. План-схема занятия включает в себя следующее: беседа, объяснение, показ, далее задавались вопросы детям, обязательно проводились пальчиковая гимнастика, подвижная игра, самомассаж, графическое упражнение. В своей работе мы использовали рабочие тетради «Первые уроки письма». Для развития двигательной активности проводились подвижные игры. С целью закрепления сведений о правильности выполнения чертежа линий мы подобрали графические упражнения. Проводилась работа в индивидуальных тетрадях, также были разработаны многоразовые прописи. С целью развития мелкой моторики рук проводился самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом, ежиком, каштаном, грецкими орехами, колечками. С целью развития графо-моторных навыков проводились раскрашивание раскрасок по лексическим темам, разработаны индивидуальные графические задания по темам. Дети показали пальчиковые театр «Теремок». Был проведен сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год, сообщили результаты родителям. Результативность проведенной работы: по результатам диагностики мы реализовали поставленные задачи. У большинства детей активизировалась познавательная и речемыслительная деятельность (90 %). Были созданы условия по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами. У дошкольников (по результатам диагностики – 70 %) сформировалась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность, мелкая моторика пальцев, кистей рук, общая двигательная активность. У 90 % детей развилось воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность. В процессе развития графо-моторных навыков создавалась эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми. Список литературы:
|