Работа с родителями по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи |
Моторика | |||
Автор: Чечетова Элеонора Юрьевна | |||
13.01.2022 11:36 | |||
Работа с родителями по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Задача логопедов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов: Грецкие орехи
Карандаши
Массажные щётки или колючий мячик
Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки. Перчатки с нашитыми пуговицами
Поролон с нашитыми пуговицами
Игры с пальцами с использованием разнообразного материала Бельевые прищепки - Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусать подушечки пальцев. - Или использовать их по прямому назначению. Натянуть верёвочку и вешать кукольное бельё. Шнурки - Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка. - Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.). Пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением - Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки). Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
|