Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью методического пособия Бизиборд. |
Моторика | |||
Автор: Полубедова София Алексеевна | |||
21.12.2021 19:01 | |||
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью методического пособия Бизиборд. студентки 4 курса группы «В» Специальность 44. 02. 01 Дошкольное образование Полубедовой Софии Алексеевны Руководитель работы Крючкова Ирина Анатольевна Актуальность темы обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно-развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное, речевое и физическое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. [1]
Гальперин П. Я. отметил: «Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног». [2, стр. 115] В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, нуждающийся в впечатлениях. Важны и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности. Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми родители помогают справляться маленькому человечку, прямым образом влияют на то, сохранит ли он свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Первые несколько лет жизни – это возможность помочь стать малышу тем, кем он может стать. Коломинский Я. Л. Говорит: «Мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Внимание заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит развиваться». [3, стр. 78] Мария Монтессори утверждала: «Заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика». [4, стр. 43] Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Ткаченко Т. А. подчеркнула: «Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка». [6, стр. 64] Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. [7, стр. 45] Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Янушко Е. А. отметил: «С 1,5 –3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер». [7, стр. 34] Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Марией Монтессори утверждала: "Ребенок с самого рождения стремится к знаниям, а задача взрослых — обеспечить условия для безопасного приобретения им этих знаний", поэтому появилась идея создавать максимально безопасную окружающую среду, чтобы, находясь в ней, ребенку могла предоставляться полная самостоятельность и он мог в ней развиваться без постоянного включения взрослых. Так частью развивающей среды представляет собой Бизиборд. [4, стр. 45] Идея создания развивающей доски появилась более 110 лет назад. В Советском Союзе они появились спустя какое-то время. Сейчас сложно определить, пришла ли идея создания доски с замочками, пуговицами и крючками в нашу страну с Запада, или наши бабушки и дедушки придумали это самостоятельно, но доски, куда закреплялись предметы, с которыми детям опасно играть в быту, существовали в нашей стране уже тогда. Первые бизиборды были гораздо проще тех, что создаются сегодня. Их невозможно было купить, только смастерить самостоятельно. Все, что привлекало внимание малыша, закреплялось на такой доске: щеколды, замочки, выключатели, кольца от занавесок и т.д. Мелоу Т. утверждала: «Бизиборд – воплощение в жизнь воспитательной методики, предложенной на рубеже XIX-XX веков известным итальянским медиком и педагогом Марией Монтессори». [5, стр. 39] Именно она предложила создавать родственную развивающую среду для ребёнка, образцово отвечающую его индивидуальным особенностям. В подобную атмосферу познаний малыш окунётся добровольно и с удовольствием. Крохе невозможно объяснить словами, как вставляется ключ в замочную скважину. Другое дело уловить суть практически (на бизиборде), не повредив ни себя, ни домашние ценности. Навык, полученный подобным путём, сохраняется на всю жизнь. Классификация видов Бизиборда:
Начиная работу по использованию Бизиборда, как средства всестороннего развития детей раннего возраста, нужно учитывать требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе «От рождения до школы», которая реализуется в ДОУ. [1] Игровое пособие должно быть содержательно-насыщенной, развивающей (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки и т.д. Стандартного набора деталей для бизиборда не существует и существовать не может, всё зависит от производителя и от пожеланий родителей, но всё-таки основными элементами служат:
Безусловно, одной доской не ограничилось человечество, и как виды были придуманы его варианты:
Список возможных элементов для Бизиборда:
В результате использования Бизиборда дети:
Дошкольникам комфортно играть с двух сторон, что очень удобно при работе группой, подгруппой, парой и индивидуально. Для формирования навыков общения, Бизиборд используется как дополнительное оборудование предметно-пространственной среды при организации сюжетно-ролевых игр. Использование данного пособия помогает развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, речь и представление об окружающем мире, элементы логического мышления позволяют решать поставленные задачи, проблемные ситуации, расширять кругозор средствами познавательно исследовательской деятельности. Список литературы:
|