Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью методического пособия Бизиборд.
Моторика
Автор: Полубедова София Алексеевна   
21.12.2021 19:01

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью методического пособия Бизиборд.Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью методического пособия Бизиборд.

студентки 4 курса группы «В» Специальность 44. 02. 01 Дошкольное образование Полубедовой Софии Алексеевны

Руководитель работы Крючкова Ирина Анатольевна

Актуальность темы обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно-развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное, речевое и физическое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. [1]

 

Гальперин П. Я. отметил: «Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног». [2, стр. 115] В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, нуждающийся в впечатлениях. Важны и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности.

Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми родители помогают справляться маленькому человечку, прямым образом влияют на то, сохранит ли он свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Первые несколько лет жизни – это возможность помочь стать малышу тем, кем он может стать. Коломинский Я. Л. Говорит: «Мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Внимание заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит развиваться». [3, стр. 78]

Мария Монтессори утверждала: «Заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика». [4, стр. 43] Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Ткаченко Т. А. подчеркнула: «Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка». [6, стр. 64]

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. [7, стр. 45]

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Янушко Е. А. отметил: «С 1,5 –3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер». [7, стр. 34]

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Марией Монтессори утверждала: "Ребенок с самого рождения стремится к знаниям, а задача взрослых — обеспечить условия для безопасного приобретения им этих знаний", поэтому появилась идея создавать максимально безопасную окружающую среду, чтобы, находясь в ней, ребенку могла предоставляться полная самостоятельность и он мог в ней развиваться без постоянного включения взрослых. Так частью развивающей среды представляет собой Бизиборд. [4, стр. 45]

Идея создания развивающей доски появилась более 110 лет назад.

В Советском Союзе они появились спустя какое-то время. Сейчас сложно определить, пришла ли идея создания доски с замочками, пуговицами и крючками в нашу страну с Запада, или наши бабушки и дедушки придумали это самостоятельно, но доски, куда закреплялись предметы, с которыми детям опасно играть в быту, существовали в нашей стране уже тогда.

Первые бизиборды были гораздо проще тех, что создаются сегодня. Их невозможно было купить, только смастерить самостоятельно. Все, что привлекало внимание малыша, закреплялось на такой доске: щеколды, замочки, выключатели, кольца от занавесок и т.д.

Мелоу Т. утверждала: «Бизиборд – воплощение в жизнь воспитательной методики, предложенной на рубеже XIX-XX веков известным итальянским медиком и педагогом Марией Монтессори». [5, стр. 39] Именно она предложила создавать родственную развивающую среду для ребёнка, образцово отвечающую его индивидуальным особенностям. В подобную атмосферу познаний малыш окунётся добровольно и с удовольствием. Крохе невозможно объяснить словами, как вставляется ключ в замочную скважину. Другое дело уловить суть практически (на бизиборде), не повредив ни себя, ни домашние ценности. Навык, полученный подобным путём, сохраняется на всю жизнь.

Классификация видов Бизиборда:

  • доступной (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
  • безопасной (все поверхности основы тщательно зашкурены; саморезы, которые используются для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; основной материал — мягкие тканевые доски для малышей до года и деревянные гладкие основы без острых углов для детей постарше; нет предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей);
  • здоровьесберегающей (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской);
  • эстетически-привлекательной (основной фон яркий; предметы разных форматов и цветов; использованы шумовые музыкальные пособия).

Начиная работу по использованию Бизиборда, как средства всестороннего развития детей раннего возраста, нужно учитывать требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе «От рождения до школы», которая реализуется в ДОУ. [1] Игровое пособие должно быть содержательно-насыщенной, развивающей (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет малышу: различные замочки, колёсики, дверцы, цепочки, кнопочки и т.д.

Стандартного набора деталей для бизиборда не существует и существовать не может, всё зависит от производителя и от пожеланий родителей, но всё-таки основными элементами служат:

  • предметы швейной фурнитуры;
  • всевозможные запирающие устройства;
  • электроустановочные устройства;
  • счётный материал;
  • детали конструкций приводных цепей;
  • бытовые и измерительные приборы и прочее.

Безусловно, одной доской не ограничилось человечество, и как виды были придуманы его варианты:

  • Бизидом — обычно сделан из деревянных материалов, высотой около метра, и тогда используют только внешнюю сторону дома, а может быть выше метра, и предназначен для того, чтобы ребёнок мог изучать предметы не только на внешней части изделия, но и внутри.
  • Бизикуб — по сути это уменьшенная копия дома, с теми же функциями.
  • Бизиборды-каталки- предназначены для детей, которые ещё только учатся ходить.
  • Бизиборд-доска – это самое простое изделие, лёгкое в изготовлении, такую же доску можно сделать своими руками.

Список возможных элементов для Бизиборда:

  • дверные цепочки, крючки, петельки, пуговицы;
  • замки (в том числе засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты);
  • фонарики и лампочки;
  • выключатели и кнопки;
  • счёты;
  • дверной звонок;
  • дисковый или кнопочный телефон, пульт;
  • катушки и шнурки;
  • молнии и пуговицы;
  • циферблаты от часов;
  • колёсики и шарики и др.

В результате использования Бизиборда дети:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении со сверстниками, повышают познавательный интерес;
  • развивают любознательность, возможность задавать вопросы взрослым и сверстникам;
  • расширяют представление о предметах, необходимых в быту

Дошкольникам комфортно играть с двух сторон, что очень удобно при работе группой, подгруппой, парой и индивидуально.

Для формирования навыков общения, Бизиборд используется как дополнительное оборудование предметно-пространственной среды при организации сюжетно-ролевых игр.

Использование данного пособия помогает развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, речь и представление об окружающем мире, элементы логического мышления позволяют решать поставленные задачи, проблемные ситуации, расширять кругозор средствами познавательно исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования — https: //fgos. ru/ 2017. 1
  2. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка дошкольного возраста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. 256с.
  3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей младшего дошкольного возраста: М.: Просвещение, 2016. 129с.
  4. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение дошкольников. — М.: Московский Центр Монтессори, 2017 г. 67с.
  5. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 2016 г. 114с.
  6. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику у дошкольников / Т. А. Ткаченко. — М.: Издательство ЭКСМО, 2019. — 74 с.
  7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Мозаика-Синтез. 2019
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год