Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством самомассажа пальцев и кистей рук с использованием различного материала
Что отличает детей с общим недоразвитием речи, кроме нарушения формирования всех сторон речи? Это отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения.
Им труднее выполнять движения по словесной инструкции, т.к. недостаточное развитие мелкой моторики и координации пальцев рук. Это связано с тем, что на пальцах рук у таких детей слабые мышцы. Застегнуть или расстегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки – эти действия им даются очень трудно.
Кроме того, согласно многочисленным научным исследованиям, участок коры головного мозга, который отвечает за движения мышц языка и мимики, тесно связан с кончиками пальцев. Немецкий философ И.Кант называл руки вышедшими наружу частями головного мозга – настолько, по мнению философа, были связаны эти два органа. Именно поэтому так важно прорабатывать моторику рук в целях логопедической коррекции речи.
На сегодняшний день есть несколько методик для развития мелкой моторики детей. Один из самых эффективных и доступных – самомассаж. Организовать такой массаж вполне реально в рамках деятельности детского сада: можно делать его несколько раз в день, например, после утренней гимнастики, дневного сна или занятия с логопедом, в процессе продуктивной деятельности, применять как организационный момент.
Для того чтобы использовать данную методику в рамках занятий с воспитанниками моей группы, я сформировала цель и определила для себя ряд задач.
Цель: Внедрить методику самомассажа пальцев рук в деятельность логопедической группы.
Задачи:
- Изучить методические пособия и статьи, посвященные эффективности самомассажа кистей и пальцев рук.
- Сформировать комплекс упражнений самомассажа для работы с детьми логопедической группы.
- Создать карточки с описанием упражнений в стихотворной форме, чтобы детям было интересно заниматься самомассажем и легче запоминали упражнения.
- Подобрать все необходимые предметы в нужном количестве для самомассажа.
Регулярная работа с зоной коры головного мозга, которая отвечает за мелкую моторику, позволяет ускорить процесс коррекции речи и устранить речевые нарушения. Самомассаж кистей и пальцев позволяет стимулировать необходимую часть головного мозга, является эффективным методом для развития мелкой моторики и речи дошкольников. Для того чтобы сделать процесс самомассажа интересным для детей, а также для лучшего запоминания и выполнения упражнений, важно оформить процесс в формате стихов. Кроме того, ритм стихотворной речи ускоряет развитие координации, вырабатывает верный дыхательный ритм и развивает слуховую память.
Для эффективной работы крайне важно, чтобы самомассаж вызывал у детей позитивные эмоции. В этом могут помочь всевозможные вспомогательные предметы, например, крупы и семена, орехи и шишки, пуговицы, крышки, карандаши и фломастеры, разно фактурная бумага, прищепки, мелкие игрушки, мячики и бусины.
Варианты самомассажа.
Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками
|
Вот коленки все в зелёнке
У сестрёнки у Алёнки.
Чтоб не падать, не реветь,
Надо под ноги смотреть.
Н. Нищева
|
Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд.
Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад
|
Самомассаж ладоней сосновыми шишками
|
Осень шагает в жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает бурые шишки.
Г. Граубин
|
«Шагают» пальчиками по поверхности стола.
Крепко сжимают шишки в ладони.
|
Самомассаж ладоней массажными мячиками
|
Жёлудь, жёлудь, прорастай!
И дубочек вырастай!
Дорастай до тучи!
Крепкий дуб, могучий!
Н. Быкова.
|
Катают мячик между ладонями круговыми движениями.
Поднимаются на носочки.
Поднимают руки.
Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца.
|
Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок
|
Мы приходим в огород.
Что это у нас растёт?
Ухватив за хвостик ловко,
Тянем спелую морковку!
О. Узорова, Е. Нефёдова.
|
Дети «идут» пальчиками по столу.
«Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса.
Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз.
|
Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне
|
Твёрдые горошинки прямо в землю брошены –
Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох!
М. Манакова
|
Сжимают горсть гороха в руке.
Катают горох круговыми движениями между ладонями.
|
Точечный самомассаж ватными палочками
|
Как на щёчке родинки,
Чёрные смородинки.
На кустах в саду растут –
Похозяйничаем тут.
М. Манакова
|
Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке.
|
Самомассаж рук губкой
|
Постираем в ванночке рубашечку для Анночки,
Платьице для Олечки, трусики для Колечки,
Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки
Г. Лагздынь
|
Гладят ладонь жёсткой стороной губки.
|
Самомассаж ладоней шестигранным карандашом
|
У щенка забот немало: вот юла затанцевала –
Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу.
М. Манакова
|
Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.
|
Самомассаж ладоней шестигранным карандашом
|
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
|
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
|
|
|
Массаж грецкими орехами (каштанами)
|
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это очень мне поможет
Карандаш в руке держать.
|
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
|
Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами
|
Сколько на ёлочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых.
З. Александрова
|
Катают предмет между ладонями круговыми движениями.
|
Самомассаж зубной щеткой
|
Плывет зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход,
По пальчикам она идет!
А. Дорогавцева
|
Растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем
|
Самомассаж щеткой для одежды
|
Живет у нас под креслом еж,
Колючий тихий ежик.
На щетку очень он похож,
Когда не видно ножек.
С. Маршак.
|
Дети проводят щеткой круговыми движениями по правой, затем по левой ладони.
|
|
|
|
Таким образом, благодаря самомассажу, дети стимулируют зону коры головного мозга и работают над развитием мимических мышц и языка. Стихотворная форма упражнений позволяет наладить дыхательный ритм и лучше запомнить методику самомассажа, а дополнительные предметы создают позитивное настроение детей и сохраняют интерес к занятию.
Список использованной литературы:
- Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64 с.
- Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2 – е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 80с.
|