CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Условия формирования речи детей дошкольного возраста. 1.2 Проекция руки - одна из речевых зон мозга. 1.3 Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики ведущей руки ребенка. Глава II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Система работы по развитию мелкой моторики рук и развития речи. 2.1 Диагностическое обследование речи детей 2.2 Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей младшего возраста. 2.3 Результаты опытной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ IV ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ
Скачать конспект ВВЕДЕНИЕ Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из важных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Известный педагог Е.И. Тихеева указывала, что родной язык, его развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Теория происхождения языка выдвинута Ф. Энгельсом на основе материалистического понимания истории развития общества человека, язык возник вместе с возникновением человека и общества, появлением и развитием труда. В процессе формирования потребности общения, он сразу возник, как звуковой язык. Нет языка вне общества. Знания анатомо - физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во - первых, представить сложный механизм речи в норме, во- вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, и в -третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия. Речь представляет собой одну из высших психологических функций человека. Благодаря исследованииям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурина и других ученых установлено, что основой всякой высшей психологической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия. Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психологическом развитии, с отклонениями речевого развития. Проблемы моторного психического и речевого развития ребенка часто проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, педагогов, дефектологов. Ранний возраст является уникальным стратегически важным для всего последующего умственного, речевого, эмоционального развития ребенка. В раннем возрасте происходит период становления функциональных систем. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Младший дошкольный период, с точки зрения эффективности психолого- педагогического воздействия представляет важный этап. В связи с этим большую особенность приобретает ранняя диагностика психо¬моторного речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных отношений. Отклонения в моторном, психическом речевом развитии, отрицательно влияет на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении письмом, счетом, являются причиной проявления отклонений и школьной дезодаптации. Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого первобытные люди изъяснялись. О том, что движения пальцев тесно связано с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. Большое стимулирующее влияние функций руки отмечают все выдающие специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Великий ученый и.п. Павлов придавал тактильным ощущением большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в его основе современных теорий, разрабатываемых учеными. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживанием, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все что есть в человеке невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Анализ исследований силы кисти правой руки школьников за два последних десятилетия (с 1974 года) показывает отрицательную динамику. У мальчиков и девочек, составляет 15-16%. Приведенные факты отмечаемыми отечественными и зарубежными педагогами связаны с трудностями обучения письму. Понимание педагогами и родителями значимости современной диагностики кистевой моторики и коррекции речевого развития помогут ребенку оградить от дополнительных трудностей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, для развития речи, а также совершенствования функций коры головного мозга. В данной работе по проблеме: Развитие мелкой моторики в процессе пальчиковых игр, как условие речевого развития детей младшего дошкольного возраста, за основу физиологической нормы развития кисти и пальцев взяты показатели развития тонкой моторики по А. Гезеллу учитывая возрастные, индивидуальные и физиологические возможности ребенка. Цель исследования: Разработать и обосновать методику применения пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук для повышения эффективности процесса формирования речи детей. Объект исследования: Процесс развития речи у младших дошкольников в дошкольном учреждении. Предмет исследования: Развитие мелкой моторики в процессе пальчиковых игр. Были поставлены следующие конкретные задачи исследования: 1. Проанализировать педагогическую литературу. 2.Определить особенности возрастного развития мелкой моторики рук и речи дошкольников. 3. Экспериментально обосновать эффективность комплексного применения пальчиковых гимнастик, игр для развития речи детей 3-4 летнего возраста. Научная новизна исследований состоит в разработке технологии развития речи младших дошкольников посредством заданий, основанных на пальчиковых играх. Практическая значимость: Разработанный комплекс пальчиковой гимнастики может быть использован в практике работы ДОУ по развитию речи детей младшего возраста, а также у детей с задержкой речи. База исследования ДОУ № 4 п. Адамовка. Опытно-экспериментальная работа проводилась с октября по февраль 2006 г. в три этапа: I Констатирующий эксперимент II Формирующий эксперимент III Контрольный эксперимент В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, беседы, педагогический эксперимент. Глава I 1.1 Условия формирования речи детей дошкольного возраста. В 1961 году французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобовых извилин, человек теряет способность к членораздельной речи, издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Это речевая моторная зона. Местом, где формируется связи между звуками речи, является зона Вернике. Здесь, как своеобразной «картотеке», хранятся все усвоенные ребенком слова(точнее их звуковые образы) и всю жизнь он пользуется этой «картотекой». Выработка связи между звуками речи и другими ощущениями происходит в иных областях коры мозга. Вся работа по формированию двигательных речевых программ происходит в зоне Брока. Последние десятилетия очень большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. * Он уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а играет вспомогательную роль. Ему удалось также показать тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм. Для того, чтобы речь человека была понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, Т.е. такими, которые осуществились бы без специальных произвольных усилий. Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовке речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова обозначающие предметы и действия. К девяти-¬десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12,а иногда и большого количества слов (баба, киса, му, бэ и др.) * 1976 г. канадский нейрохирург составитель карты речевых зон мозга. Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, Т.е. формируется экспрессивная речь. В возрасте до трех лет очень часто наблюдается неправильное произношение звуков. Как правило, это так называемое временное( физиологическое) нарушение звукопроизношения, причиной которого обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится не точно. Типично возрастные несовершенства произношения речи у детей: 1. Согласные звуки произносятся смягченно сюлочки (чулочки) 2. Замена мягких фонем твердыми тота (тетя) 3. Не произносят шипящие фонемы 4. Не произносят звук «р», или заменяют на «л», «в», «й» - двей, двель (дверь). 5. Смягчение звука «л» или замена на «й» стуй, стуль (стул). 6. Звуки «г», «к», «х», или отсутствуют или заменяются на «т», «д». 7. Затрудняются в произношении слов со стечением согласных. 8. Перестановка слогов, звуков. 9. Выпадение слогов. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. С начала, это простые фразы из двух- трех слов постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняются и усложняются фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка корректируются физиологические нарушения звуко -¬ произношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеют достаточный по объему активный словарь и практически овладевают грамматическим строем речи. 1.2. Проекция руки - одна из речевых зон мозга. Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развивать тот первичный язык с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (это связь дает себя знать и у современного человека). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающиеся русский просветитель ХVI века Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Важно отметить на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти правой руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи. Примерно таков же ход от развития речи ребенка. С начала развиваются тонкие движения пальцев рук, за тем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакции стоит в прямой зависимости от степени тренировки движении пальцев. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при обхватывании предмета, caмо захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет особое значение, так как с него и движения остальных пальцев становится более свободными. На шестом месяце движения более точные, уверенные. На седьмом появляется артикуляция слогов да-да, ба-ба и т.д. В восемь-девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше) начинается произнесение первых слов. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции не случайно. В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Так как у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии. Л.А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем и одних из детей тренировали правую руку, у других - левую. тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т.е. про изводимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибания пальчиков. Через месяц и через два месяца после такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты(что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных реакций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руки. Описанные данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно, этот факт используется в работе с детьми и там, где отставания, имеется место задержки развития моторной речи ребенка. 1.3. Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики ведущей руки ребенка. Пальцевая моторика и развитие речи. М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор–физиолог, считает, что « есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга ». Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Так, Л.В.Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук ( с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Эти отношения показаны в таблице :
|