В старшем дошкольном возрасте работе по развитию мелкой моторики необходимо уделять много времени и внимания. Рисование, лепка, мозаика, аппликация вышивание, вязание, конструирование - вот эффективные пути подготовки руки ребенка к письму. Мы работаем в специализированном детском саду, с детьми, имеющими нарушения логопедического характера. Начинается работа по устранению речевых нарушений детей в средней группе, в возрасте 4 лет. Детей обследуют на ПМПК. На основе заключения, выданного ПМПК, выстаивается индивидуальный план коррекционной работы с каждым ребенком. Одним из пунктов этого плана - работа над развитием речи. Речь тесно связана с мелкой моторикой рук. Приходя в группу, дети начинают свой день с утренней, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Кроме того в своей работе мы используем массажеры с неровной поверхностью, работа с которыми сопровождается словами. Например: «У сосны, у пихты, елки
Очень длинные иголки, Но еще больше, чем ельник Вас уколит можжевельник» В нашей группе работа проводится в тесном содружестве воспитателей, логопедов и родителей. На занятиях логопед индивидуально занимается с ребенком, а воспитатель закрепляет результат его работы в течение всего времени, которое ребенок находится в садике. Мы убедились, что только постоянная совместная работа логопеда и воспитателя с детьми по развитию мелкой моторики помогает развивать правильное произношение всех звуков родного языка. В группе много картинного материала для развития речи и игр для доступного пользования. Много разнообразных конструкторов, работая с которыми дети скручивают и собирают мелкие детали. Также в работе мы используем мозаики, мелкие геометрические фигуры, которые развивают мелкую моторику рук и творческую фантазию детей. Во время занятий дети быстро утомляются. Поэтому мы используем различные методы работы, позволяющие разнообразить процесс обучения. Один из таких методов – пескотерапия. С помощью песка мы можем дольше сохранить работоспособность ребенка. А упражнения с ним обладают большим значением для развития моторики ребенка. Они способствует созданию благоприятного эмоционального состояния и развитию тактильно-кинестетической чувствительности. Аппликация, рисование, квилинг, лепка и другие занятия, связанные с работой рук, способствуют развитию мелкой моторики, что в очередь способствует развитию речи. И в школу дети уходят из нашей группы подготовленные к обучению в 1 классе.
|