Развитие речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ |
Моторика | |||
Автор: Калинина Надежда Александровна | |||
11.06.2021 21:36 | |||
Развитие речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский. Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ОВЗ исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ОВЗ, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ОВЗ сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ОВЗ и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ОВЗ не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). У детей с ОВЗ наблюдается нарушение различных сторон речи. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии. В своей работе я уделяю особое внимание развитию мелкой моторики рук, таким образом, я, стимулирую речевой центр, развиваю речь. На таких занятиях, как изобразительное искусство, ручной труд дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью при проведении, каких-либо занятий. Нарушение тонкой моторики у детей с ОВЗ затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
Применяю различные игры, цель которых развитие мелкой моторики у детей. Пластилин или тесто для лепки. При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. Игры-шнуровки. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. Доски Сегена (Вкладыши). Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребёнок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребёнка. Благодаря такому театральному реквизиту, как пальчиковые куклы или куклы-перчатки можно не только устроить кукольный спектакль с участием ребёнка, но и отлично потренировать пальчики. Пальчиковые игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является техническое творчество. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Творческая деятельность детей появляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Одним из видов технического творчества является конструирование. По результатам наблюдений за деятельностью детей я сделала вывод, что наиболее интересным для них является лепка. Опыт работы показал, что для развития мелкой моторики рук, улучшает кровообращение и повышает настроение. Планомерная работа по развитию моторики рук способствует:
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, активными, повышается коммуникабельность, учатся работать в коллективе, общаться. В своей работе я использую различные формы работы на развитие мелкой моторики рук:
Последний пункт наиболее интересен детям и мне, а кроме того, дает положительный эффект: это способствует не только развитию мелкой моторики рук, но развитию воображения, фантазии ребенка, приобщению к прекрасному. Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности и т. п. Поэтому в работе с природным материалом все это надо учитывать. В классе на свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик предлагаю детям:
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук способствовала совершенствованию:
|