Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
Моторика
Автор: Царева Эльвира Ивановна   
19.02.2020 00:48

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».

Царёва Э.И., воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 пгт Верховье»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Руки ребёнка — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребёнка, такие как личностная, эмоциональная и интеллектуальная. В данном возрасте главная задача педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе к письму. Письмо — это довольно сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно мелких мышц кисти.

 

Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Непосредственно развитием мелкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, Матвеева Л. Н., Галкина Е. М. Авторами В.Т. Голубь, Т.А. Ткаченко, Л.М. Граб разработаны методические пособия по использованию графических упражнений на развитие мелкой моторики и формирование речи дошкольников.

Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждает ребенка избегать выполнения ручных действий, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем не интересный — лучше поиграю с машинами», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется». При развитии тонкоординированных движений руки необходима систематическая тренировка, но... это должно быть не механическое повторение движений, а осознаваемое»

Графические навыки включают:

‒ умение красиво и ненапряженно (т. е. легко) рисовать вращательными и колебательными, отрывными и плавными, а также ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (изображения предметов, нитевидные, ломаные, спиралевидные, широкие, узкие линии);

‒ умение легко удерживать карандаш или ручку, соблюдая необходимый угол наклона;

‒ сохранение устойчивой правильной позы при письме или рисовании.

Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Предлагая детям различные упражнения, важно помнить, что необходимо соблюдать гигиенические правила письма, чтобы дети не были перегружены, выполняли задания с удовольствием. Наиболее сложными для детей являются задания в прописях и штриховки. После такой работы обязательно проводится пальчиковая гимнастика и самомассаж пальцев рук. Соблюдая такие правила письма, дети легче преодолевают трудности, которые возникают с технической стороны.

В результате систематической и целенаправленной работы у детей повысится уровень речевого развития, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, расширится словарный запас. Своевременное формировании мелкой моторики детей — залог успешного развития речи и готовности к обучению в школе.

Список использованной литературы

  1. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. ‒ Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 304 с.
  2. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. ‒ М.: Просвещение, 1991. ‒ 303 с.
  3. Соколова Е.Е, Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. ‒ М.: Просвещение, 1969. ‒ 52 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год