Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
Моторика
Автор: Грушецкая Людмила Александровна   
16.02.2020 13:53

Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДОПальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО

Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. (ВикипедиЯ)

Елена Альбиновна Янушко пишет: «Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию мелкой и общей моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание».

Цель пальчиковых игр – развивать мелкую моторику.

 

Скачать конспект

А её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Аристотель: «Рука – это инструмент всех инструментов».

Е.А. Янушко отмечает, что «уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., расстёгивание и застёгивание застёжек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющем уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка».

Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами. Одними из наиболее эффективных и доступных являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры, по мнению Е.А. Янушко, выполняют следующие цели и задачи:

Развитие согласованных движений обеих рук

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук

Развитие внимания.

Она выделяет такие методы обучения, как:

Показ действий

Действия руками ребёнка

Самостоятельные действия ребёнка.

Организация занятия:

Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке.

В настоящее время я работаю в 1 младшей группе. Возраст наших детей в этом году от 2 до 2,7 лет. Ребятишки маленькие и развитие мелкой моторики у них очень актуально. Пальцы не достаточно сильные и ловкие. Не все умеют правильно держать ложки, карандаши. Не всегда у них получается что-то одеть и снять. Возникают большие трудности при застегивании и расстёгивании вещей.

Всё это способствует тому, что большое внимание в работе мы уделяем развитию именно мелкой моторики. А как её развивать? – Естественно через игру.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры подбираются с учетом возраста ребенка.

Начинать можно с самых простых. Мы используем, такие игры, как: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Капуста», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять», «Бабушка очки одела», «Как живёшь», «Рыбки в озере плескались», «Замок», «Вышли мыши как то раз», «Машина» и многие другие. Вот некоторые из них:

«Мы топали»

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на полу. Ладошки на коленях. Читаем стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочерёдно хлопают правой и левой ладонями по коленкам. Можно предложить малышам продолжить «прогулку» Но теперь нужно двигаться быстрее.

Цель этой игры: Развивать движение кистей рук; способствовать умению подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.

«Ёжик»

Ход игры: Покажите малышам, как изобразить ёжика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение, во время чтения повторяя движения.

Ёжик маленький замёрз, (Прижмите пальцы – ёжик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело – (Выпрямите пальцы – ёжик показал колючки)

Ёжик развернулся!

Цель игры: развивать движения кистей рук, упражнять в умении подражать движениям взрослого.

«Апельсин»

Ход игры:

Мы делили апельсин, (Сложите ладони «чашечкой»)

Много нас, а он один. (Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один большой палец на другой руке)

Эта долька для ежа, (Сжимаем пальцы в кулак, затем разгинаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура. (Потрясли расслабленной кистью руки)

Он сердит на нас, беда! (Волчьи зубы руками показываем)

Разбегайтесь кто куда! (Имитируем бег пальцами по коленкам)

Цель игры: Развивать движения пальцев и кистей рук, упражнять в умении подражать движениям взрослого.

Общие выводы и рекомендации:

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, ежедневно. Мы с ребятами часто проводим пальчиковые игры в режимные моменты, перед завтраком или обедом. Во время занятий.

Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует тому, что кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В данной презентации я рассказала об именно пальчиковых играх. Так же для развития мелкой моторики можно использовать массаж рук, теневой театр, пальчиковый театр, игры с различными предметами и материалами.

Рекомендуемая литература:

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»). -Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004. -384с.
  2. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьсберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово, КГУ, 2007. — 21с.
  3. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. — СПб.: КАРО, 2009.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2005. -320с.
  5. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. //ЭКО. -2004. № 17. -С. 23-28.
  6. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. — СПб., 1999, С. 176-177
  7. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвящение, 1986г. -79с., ил.
  8. Янушко Е.А. развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56с.
  9. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. М.: Эксмо, 2015г. – 424с.

Ссылки по использованию в интернете:

Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru. wikipedia. org/wiki/Пальчиковые_игры (Дата обращения: 15. 10. 2019)

Гладко М. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению [Электронный ресурс], 11. 06. 2017. Режим доступа: http: //pedsovet. su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou (Дата обращения: 13. 10. 2019)

Зотова М.О. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2009. – № 3.;

Режим доступа: http://www.science-education. ru/ru/article/view? id=1171 (Дата обращения: 13. 10. 2019).

Парахина М.И. Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» [Электронный ресурс] – 22. 01. 2018. Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/22/kontseptualnoe-izlozhenie-po-teme-palchikovye-igry-kak-sredstvo (Дата обращения: 15. 10. 2019)

Икрянникова Т. С. Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshvozrast. ru/metodich/metodichkabinet09. htm (Дата обращения: 13. 10. 2019)

Ивановская С.С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Пальчиковая гимнастика. Технология проведения. [Электронный ресурс] – 16. 01. 2014. Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/16/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-dou-palchikovaya (Дата обращения: 15. 10. 2019)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год