Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО |
Моторика | |||
Автор: Грушецкая Людмила Александровна | |||
16.02.2020 13:53 | |||
Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. (ВикипедиЯ) Елена Альбиновна Янушко пишет: «Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию мелкой и общей моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание». Цель пальчиковых игр – развивать мелкую моторику.
А её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель: «Рука – это инструмент всех инструментов». Е.А. Янушко отмечает, что «уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., расстёгивание и застёгивание застёжек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющем уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка». Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами. Одними из наиболее эффективных и доступных являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры, по мнению Е.А. Янушко, выполняют следующие цели и задачи: Развитие согласованных движений обеих рук Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук Развитие внимания. Она выделяет такие методы обучения, как: Показ действий Действия руками ребёнка Самостоятельные действия ребёнка. Организация занятия: Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на прогулке. В настоящее время я работаю в 1 младшей группе. Возраст наших детей в этом году от 2 до 2,7 лет. Ребятишки маленькие и развитие мелкой моторики у них очень актуально. Пальцы не достаточно сильные и ловкие. Не все умеют правильно держать ложки, карандаши. Не всегда у них получается что-то одеть и снять. Возникают большие трудности при застегивании и расстёгивании вещей. Всё это способствует тому, что большое внимание в работе мы уделяем развитию именно мелкой моторики. А как её развивать? – Естественно через игру. Пальчиковые игры Пальчиковые игры подбираются с учетом возраста ребенка. Начинать можно с самых простых. Мы используем, такие игры, как: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Капуста», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять», «Бабушка очки одела», «Как живёшь», «Рыбки в озере плескались», «Замок», «Вышли мыши как то раз», «Машина» и многие другие. Вот некоторые из них: «Мы топали» Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на полу. Ладошки на коленях. Читаем стихотворение: Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, И ножки все оттопали! Слушая стихотворение, дети поочерёдно хлопают правой и левой ладонями по коленкам. Можно предложить малышам продолжить «прогулку» Но теперь нужно двигаться быстрее. Цель этой игры: Развивать движение кистей рук; способствовать умению подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь. «Ёжик» Ход игры: Покажите малышам, как изобразить ёжика, собрав пальцы рук в замок. Прочитайте стихотворение, во время чтения повторяя движения. Ёжик маленький замёрз, (Прижмите пальцы – ёжик убрал иголки) И в клубок свернулся. Солнце ёжика согрело – (Выпрямите пальцы – ёжик показал колючки) Ёжик развернулся! Цель игры: развивать движения кистей рук, упражнять в умении подражать движениям взрослого. «Апельсин» Ход игры: Мы делили апельсин, (Сложите ладони «чашечкой») Много нас, а он один. (Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один большой палец на другой руке) Эта долька для ежа, (Сжимаем пальцы в кулак, затем разгинаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка… кожура. (Потрясли расслабленной кистью руки) Он сердит на нас, беда! (Волчьи зубы руками показываем) Разбегайтесь кто куда! (Имитируем бег пальцами по коленкам) Цель игры: Развивать движения пальцев и кистей рук, упражнять в умении подражать движениям взрослого. Общие выводы и рекомендации: Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, ежедневно. Мы с ребятами часто проводим пальчиковые игры в режимные моменты, перед завтраком или обедом. Во время занятий. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует тому, что кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. В данной презентации я рассказала об именно пальчиковых играх. Так же для развития мелкой моторики можно использовать массаж рук, теневой театр, пальчиковый театр, игры с различными предметами и материалами. Рекомендуемая литература:
Ссылки по использованию в интернете: Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru. wikipedia. org/wiki/Пальчиковые_игры (Дата обращения: 15. 10. 2019) Гладко М. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению [Электронный ресурс], 11. 06. 2017. Режим доступа: http: //pedsovet. su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou (Дата обращения: 13. 10. 2019) Зотова М.О. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2009. – № 3.; Режим доступа: http://www.science-education. ru/ru/article/view? id=1171 (Дата обращения: 13. 10. 2019). Парахина М.И. Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» [Электронный ресурс] – 22. 01. 2018. Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/22/kontseptualnoe-izlozhenie-po-teme-palchikovye-igry-kak-sredstvo (Дата обращения: 15. 10. 2019) Икрянникова Т. С. Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshvozrast. ru/metodich/metodichkabinet09. htm (Дата обращения: 13. 10. 2019) Ивановская С.С. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Пальчиковая гимнастика. Технология проведения. [Электронный ресурс] – 16. 01. 2014. Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/16/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-dou-palchikovaya (Дата обращения: 15. 10. 2019)
|