РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Моторика | |||
Автор: Исакова Ольга Валерьевна | |||
05.08.2019 19:18 | |||
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. И это безусловно так и есть. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Таким образом, чтобы развился ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. А это в свою очередь влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Проблема развития мелкой моторики отражена также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Развитие мелкой моторики рук имеет огромной значение и для личностного развития самого ребенка. Владея руками, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Вначале хотелось бы рассмотреть социально-педагогическое понятие- мелкая моторика рук. Так что же такое моторика в целом, и мелкая моторика в частности: Так, Большой энциклопедический словарь дает следующее определение моторики – это вся сфера двигательных функции организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты 1. Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку2. Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков считают, что моторика движений рук – это осуществление двигательных функций рук, их точность и четкость при выполнений физических упражнений и трудовых операций 4. С точки зрения А.Л. Сиротюк, мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды 5. Смирнова Е.А определяют мелкую моторику как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук 7. Мелкие моторные движения имеют следующие характеристики:
В быту человеку ежеминутно приходится совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо и т.д., поэтому от ее развития напрямую зависит его качество жизни. И.Е. Светлова выделяет 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий 6. Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Средний уровень характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления. Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движения рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений. С развитием мелкой моторики рук тесно связано развитие речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог считает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Она отмечает, что мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза 3. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. В.М. Бехтерев утверждал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал так: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Но для того чтобы развитие мелкой моторики рук было более гармоничным необходимо тренировать кисти и пальцы в различных движениях:
Для этого необходимо соблюдать определенные требования:
Таким образом, можно сказать, что развитие мелкой моторики рук влияет и на развитие таких процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руки ребенок, тренирует не только мышцы, но и способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, одновременно воспитывается усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, идет развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Ведь прав был В.А. Сухомлинский, когда писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума и умнее ребенок». Используемая литература:
|