Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
Моторика
Автор: Володина Светлана Александровна   
24.04.2019 20:31

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов

Я много лет работаю воспитателем в логопедической группе. В процессе своей работы с дошкольниками, я убедилась, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии «движений пальцев рук», то есть движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

 

При ежегодном обследовании детей логопедами, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребёнка: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика бывает в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук, как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли неглавные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координацию движений, в своей работе с детьми я использую различные предметы (хозяйственные мелочи, прищепки, бусы, пуговицы). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. Любому ребёнка не помешает массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.

Пальчиковые игры- это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор «Су-Джок терапии» Пак Чже Ву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Эту методику мы с удовольствием используем в нашем дошкольном учреждении. Дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая их между ладонями, они массируют мышцы руки. В каждом шарики есть «волшебное колечко», которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Работая в этом направлении, я убедилась, что уровень развития руки находится в зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. В повседневную работу с детьми я включаю игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогает детям:

  • сделать рывок в развитии речи.
  • подготовить руку к письму.
  • развивать внимание и терпение.
  • стимулировать фантазию.
  • - научиться управлять своим телом.

Мною подготовлено много игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук, я постоянно делюсь опытом со своими коллегами.

В результате своей деятельности я нашла наиболее продуктивный и результативный вид работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи: совершенствование у них речи средствами развития мелкой моторики рук.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год