Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Моторика
Автор: Трушникова Ольга Ивановна   
22.04.2019 19:48

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаОпыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Педагог-психолог: Трушникова Ольга Ивановна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский ХМАО-Югра

Тема: «Развиваем мелкую моторику у малышей»

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

 

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игра и упражнения: самомассаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, двигательные игры с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины и т.д.), рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание). Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Каждый предмет в кабинете психолога является развивающим, для развития мелкой моторики имеется необходимый материал: игры «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое.

В течение года содержание меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду кабинета дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.

Физкультминутки. Оптимальный вариант развития мелкой моторики — использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривания стихов, одновременно с движением обладают радом преимуществ, как сказано выше, речь делается более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях и в утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей. Это позволяет: регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память.

Пальчиковые шаги. Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

Самомассаж. Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом.

Шнуровки. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Это очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев.

Мозаика. Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное — обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

Игры с молниями и застёжками. Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям — это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и возвращении с прогулки. В свободное время мы с детьми учимся пользоваться молнией, количество которых соответствует количеству детей.

Рисование. Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.

Литература:

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  2. Гаврина С.Е «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  3. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами». Ярославль: «Академия развития», 2000г.
  4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
  5. Григорьева Г.Г. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей». М.: Просвещение, 2003г.
  6. Картуша М. Ю. "Логоритмика для малышей". Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
  7. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду". Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
  8. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику". ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги". С-Пб, "Корона", 2007г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год