Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. |
Моторика | |||
Автор: Фуфалько Галина Григорьевна | |||
02.01.2019 21:00 | |||
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Занятия по развитию графических навыков занимают важное место в системе коррекционного обучения в группе для детей с нарушением речи. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, учат точно координировать движение руки, развивают ориентировку в пространстве, произвольное внимание, память, совершенствуют зрительное и слуховое восприятие. Все это в свою очередь способствует умственному развитию детей. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее».
Своевременно начатая систематическая работа по развитию движенией пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка в речевой группе ДОУ. В дошкольном учреждении важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологический готовности ребенка к поступлению в школу. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Мощное средство для поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность, осуществляется коррекция двигательных нарушений. Занятия по развитию графических навыков проводятся 1 раз в неделю, а также включаются как часть занятия в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений. Они включают в себя развитие предметной деятельности у детей, пальчиковую гимнастику, работу с книгами-раскрасками, работу в альбомах и тетрадях в клетку. Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке; закрепляет умение измерять условной меркой – клеткой; сравнивать объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины, в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам, раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливает их сходства и различия. Ребенок уточняет знания о простейших геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов. В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательные координации, ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь. Введение на страницах тетрадей любимых детьми героев сказок и мультфильмов делает занятия интересными и непринужденными. Дети любят эти занятия, не испытывают утомляемости, успешно усваивают материал, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, слуховая, словесная память, уточняется и расширяется словарь, развивается связная речь, пространственное воображение. Каждое занятие объединено единым содержанием по лексическим темам. А вовлечение в них сказочных персонажей, предполагаемые действия с ними способствуют нравственному, эмоциональному и эстетическому воспитанию. Коррекционно-развивающая работа в старшей логопедической группе по лексической теме «Зима, зимние развлечения»: «ЕЛОЧКА». Цель. Формировать представление о новогоднем празднике; уточнять и расширять словарь по теме «Новогодний праздник» (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка; дарить, получать, петь, танцевать, украшать); совершенствовать грамматический строй речи (употребление категории творительного падежа с предлогом с); учить составлять рассказ о новогодней елке. Последовательность работы Рассказ педагога: «Дома Веревочка познакомилась с котенком, и стали они играть вместе. Вбежали котенок с Веревочкой в комнату. А там... "Что это за красота?!" — воскликнула Веревочка, увидев красивую елку. На ней висели разноцветные шарики, бусы, мигающие огоньки. "Я стану красивым шариком", — решила Веревочка и превратилась в новогоднюю игрушку. Веревочка провисела на елочке очень долго». Лексико-грамматические игры и упражнения
Наши игрушки на праздник идут, Построим их парами — они ждут! Дети строят игрушки парами и комментируют: Мишка пойдет с зайчиком. Кукла пойдет с куклой. Робот пойдет с Петрушкой. И т.д.
Зачин логопеда: «Дед Мороз придет и подарки принесет». Далее каждый ребенок рассказывает, что ему на праздник подарит Дед Мороз. Загадка Красавица какая Стоит свежа, сверкая. Как пышно убрана! Скажите, кто она? (Елка.) Практическая работа «Елка из веревочки». Развитие связной речи
Пальчиковая гимнастика Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших — верхушка елочки), Шишечки, иголочки (руки сжимают в кулаки, указательные выставлены), Шарики, фонарики ( «шарики» из пальцев вверх, вниз), Зайчики и свечки ( «ушки» из указательного и среднего пальцев), Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расставлены). Сенсорное развитие
Логопед раздает геометрические фигуры, из которых дети собирают елочку. Работа над звуковой стороной речи
Физкультминутка Встали дети все в кружок (встают в круг, взявшись за руки). Дед Мороз огни зажег (идут по кругу) На высокой елке. Наверху звезда (идут в середину круга), Бусы в два ряда (идут обратно). Пусть не гаснет елка (опять идут по кругу), Пусть горит всегда! Конспект организованной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук и графических навыков на тему: «Новый год» Задачи:
Ход занятия: 1. Пальчиковая игра «Будем елку украшать». Раз, два, три, четыре, пять — (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших). Будем елку украшать (Переплести пальцы рук, показать «елку») Бусы, шарики, игрушки, (Сгибать большой, указательный и средний пальцы правой руки). Дождик, звездочки, хлопушки. (Сгибать безымянный палец и мизинец правой руки и большой палец левой руки). Миллион на ней огней — (Руки согнуть в локтях, пальцы рук сложить в щепоть. Выпрямить пальцы, а затем снова сжать в щепоть. Повторить несколько раз) Можно приглашать гостей. (Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки вперед ладонями вверх). 2. Работа в тетрадях в клетку. (Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников. Д/в № 5 1998 г.). 3. Упражнения на внимание и мышление. Н.Б. Истомина, Н.А. Муртазина Готовимся к школе. Тетрадь по математике № 1. (24, 25 стр. 13). 4. Работа с пуговицами. Выкладывание по контуру «Новогодняя елочка». 5. Рисование Деда Мороза и Снегурочки по контуру.
|