Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка педагога Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 50 Василеостровского района на 2018-2019 учебный год
Воспитатель Никитина Ирина Васильевна Группа «Почемучка» (дети от 3 до 4 лет) Санкт-Петербург 2018 г
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Скачать конспект
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционные:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие зрительного внимания, логического мышления.
Обучающие:
- Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
- Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
- Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
- Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление,
фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
предметно-практических действий.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).
- Рисование, лепка, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация.
- Рисование через кальку.
- Раскрашивание рисунка.
- Игры и действия с мелкими предметами.
- Узнавать предметы на ощупь.
- Работа с крупой, фасолью, горохом.
- Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
- Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
Ожидаемый результат
К концу года дети должны знать:
- приемы самомассажа рук;
- названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;
Уметь:
- соизмерять, подчинять движения контролю взора;
- владеть разными приемами сцепления пальцев ( «замок», «мост», «корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук ( «дождик идет», «пианино» и т.п.).
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
- работать с трафаретами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
- выполнять аппликации из различных материалов (бумага, природные материалы и т.д.);
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- выполнять шнуровку.
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми
- родители получат необходимые знания по данной теме
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Практическая часть
Этапы реализации
I этап – подготовительный
- Составление перспективного плана мероприятий проекта.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
- Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
- Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап — практический
- Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
III этап – заключительный
- Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
- Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
- Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.
|