Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки». |
Моторика | |||
Автор: Азаренко Елена Анатольевна | |||
30.09.2018 13:04 | |||
Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки». Автор: Азаренко Елена Анатольевна, воспитатель по изодеятельности МБДОУ «Детский сад №4» г.Болхова Цель: создание условий для повышения компетенции родителей по вопросу развития мелкой моторики рук в процессе лепки. Задачи:
Предварительная работа.
Оборудование. Для показа родителям: мини — выставка работ из солёного теста, подставка для демонстрации игрушек. Для работы: глина, дощечки, салфетки бумажные и матерчатые. Участники семинара-практикума: педагоги ДОУ, родители. Ход семинара — практикума 1. Приветствие Воспитатель: Рада видеть вас, уважаемые родители! Пусть наша встреча подарит всем массу положительных эмоций. Улыбнёмся друг другу и поприветствуем всех присутствующих аплодисментам. Тема, которую мы сегодня рассмотрим на семинаре — практикуме очень актуальна. А говорим мы о развитии мелкой моторики рук младших дошкольников на занятиях лепкой. 2. Основная часть. Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т. к. это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, обладает умением логически рассуждать, у него достаточно развиты память внимание, связная речь. Вопросы родителям.
Для меня занятия лепкой с детьми имеют особое значение, не только потому, что они способствуют развитию мелкой моторики рук, но и по целому ряду причин:
Занимаясь лепкой с младшими дошкольниками, я вижу сколько усилий дети затрачивают, чтоб вылепить обычную колбаску (цилиндр) или шар из пластилина. Поэтому очень важно заинтересовать детей и сделать лепку доступней для самых маленьких, а помочь в этом могут необычные пластические материалы. Одним из таких замечательных материалов является солёное тесто. В наши дни становится необычайно популярноым старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль — это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья ребёнка. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки — мукосольки. Поэтому я с большим интересом использую в своей работе солёное тесто или как его ещё называют — биокерамика. Солёное тесто — идеальный материал для лепки с детьми младшего школьного возраста, ведь он на 100 % является натуральным продуктом. Малыши стремятся всё попробовать на вкус. С солёным тестом это не будет проблемой! Оно просто невкусное. И даже если ребёнок съест кусочек, это не нанесёт ему никакого вреда (в отличие от пластилина и других современных материалов). Дети с радостью работают с солёным тестом, а малышам доставляет особое удовольствие поэкспериментировать с солёным тестом, ведь на нём так легко оставлять следы от пальцев и других предметов. Знакомство с тестом детей младшей группы начинается с игры колобок. (Показ игры родителям). Тестопластика не требует специальных дорогостоющих приспособлений; для работы я использую формы для выпечки, трубочки для коктейля, использованные фломастеры, стеки, зубочистки и другие самые обычные предметы. Как приготовить солёное тесто? Существует множество рецептов приготовления солёного теста, но для работы с детьми я использую проверенный и более надёжный рецепт. Тесто замешиваю покруче, потому что в горячих детских руках оно разжижается и начинает прилипать к рукам. Итак, смешайте в миске 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли и 1 стакан холодной воды. Очень хорошо вымешайте тесто, положите в пакет и уберите в холодильник на полчаса. Тесто готово к работе. Иногда я использую цветное тесто. Его легко сделать следующим образом: разделить тесто на кусочки, скатать шарики и сделать в них небольшие углубления, добавить в каждый шарик гуашевую краску или краситель. Каждый шарик хорошо размешиваю до получения однородного цвета. С окрашиванием теста экспериментирую: добавляю в тесто какао, кофе, зелёнку, свекольный или морковный сок... Какао — порошок и кофе заранее развожу в небольшом количестве воды. Вылепленные с детьми фигурки сушим или на открытом воздухе 3 — 5 дней или 4 — 6 часов в духовке Из солёного теста можно делать с детьми полезные изделия — подставки, конфетницы. Для этого используется футлярчик от киндер — сюрприза, который превращается в бочёнок или горшочек мёда. (Демонстрация образцов). Дети любят вырезать фигурки формочками, и расписывать их, а потом вешать на елку. Вырезать стеками по картонному шаблону. Делать бусины из соленого теста и нанизывать их на палочку, а через несколько дней эти бусины расписывать. Приемы и способы лепки: скатывание — процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик; раскатывание — когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма; сплющивание — процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки; прищипывание — детали будто «выщипываются» из цельного куска; оттягивание — прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала; заглаживание — приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками. (Раздаю памятки для родителей). 2. Практическая часть. Мастер — класс из солёного теста. А сейчас мы попробуем поработать с солёным тестом. Я покажу вам, как изготовить подарок — брелок «котёнок». Задачи: показать конструктивные особенности изделий — брелоков; раскрыть связь между формой и назначением предмета.
Выставляю технологическую карту. Таким образом, занятия лепкой это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. На занятиях лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Экспресс — выставка работ. 4. Заключительная часть. Таким образом, занятия лепкой это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. На занятиях лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. На прощание мне хочется сказать, что моя встреча с вами была очень приятной. А каким будет ваше мнение о нашей встрече? (Высказывания родителей). Продолжите предложение «Я сегодня…».
|