Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий
Моторика
Автор: Ханмурзина Гольсина Хафизовна   
05.05.2018 14:52

Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособийРазвитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»

В. М. Бехтерев

После многолетнего изучения деятельности головного мозга и психических процессов у детей, многие ученые пришли к такому выводу, что большое значение в развитии ребенка, его интеллекта играют именно руки и пальчики. А от совершенствования мелкой моторики рук, напрямую зависит уровень развития и становления детской речи. Сложно представить себе процесс более творческий, чем рождение речи у маленького человечка.

В течении всего дошкольного возраста ребенок стремительно пополняет свой пассивный и активный словарь, овладевает родным словом, что является обязательным фактором для гармоничного развития и в последующем успешного обучения ребенка в школе, становление его полноправным членом общества.

 Скачать конспект

Проводя логопедические обследования речи детей в детском саду, я столкнулась с проблемой ежегодного увеличения количества детей, речь которых не сформирована должным образом.

Надо признать, что этому способствует целый комплекс причин, таких как:

  • врожденная патология,
  • стресс,
  • соматические заболевания,
  • низкий уровень общения,
  • плохо развитая мелкая моторика рук.

Уже доказано, что ребенок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывают трудности при овладении речью, причем не только в звукопроизношении, но и в построении своей лексико-грамматической, фонетической, смысловой речи.

Тренировка пальцев через определение зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические игры, занятия, упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. отсюда следует такая закономерность: если движения пальцев развить в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Следовательно, тренировка движений пальцев и кистей рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовка кисти руки к письму.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение использовать эти движения. Головной мозг (его высшая корковая функция), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой тесным образом.

Педагоги дошкольных учреждений ставят перед собой следующие задачи развития мелкой моторики рук в детском саду:

  • стимулирование речевых зон головного мозга;
  • тренировка отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений кинестетический и динамический праксис);
  • подготовка руки к письму;
  • развитие психических функций (внимание, память) навыков контроля и планирования целостного движения.

Большая роль в развитии речи и подготовке детей к школьному обучению отводится педагогам, воспитателям, учителям-логопедам. Учитель-логопед старается сделать образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием. специфика логопедической работы заключается в том, что результат достигается путем многоразовых и утомительных повторений, особенно при автоматизации звуков. Поэтому задача педагога превратить все это в занимательную игру! Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что впоследствии приведет к желаемому результату и успеху.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал на закрепление и автоматизацию звуков в речи, заинтересовать его, вызвать желанные звуки, слова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению звуки, слоги, слова, предложения.

Зная, что в дошкольном периоде основной вид деятельности это игра, поэтому я взяла в помощники игры и игровые упражнения для закрепления активного словаря, звукопроизношения с развитием мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Объединяет все пособия и игры то, что используется нетрадиционный материал — обычная бельевая прищепка. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, смекалку, способствуют развитию интеллекта, мышления и как следствие, становление речи.

Данные игры и игровые упражнения, требующих тонких движений пальцев, повышают также работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности маленького человека, развивают мышление, двигательную активность, произвольное внимание.

Перед началом я практикую проведение небольшой разминки — физкультминутки, которая стала уже неотъемлемой частью каждого занятия.

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ указательным пальцем указываем друг на друга
РАСПРАВЬТЕ СВОИ ПАЛЬЧИКИ шевелим пальчиками на руках
УШКИ НАВОСТРИТЕ поглаживающие движения ушных раковин
ВНИМАНИЕ ВКЛЮЧИТЕ часто моргают глазами

РАСКРОЙТЕ ВСЕ ЛАДОШКИ сжимают и разжимают кулаки
ВСТРЯХНИТЕ ИХ НЕМНОЖКО движения расслабленными руками
ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ
НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ! пальцы рук сжать в замок

Кисти рук становятся более подвижными, послушными и гибкими, что помогает будущим первоклассникам успешно овладеть навыком письма.

При практическом применении представленных игровых пособий, игр и игрушек, а это есть основная цель их использования, происходит развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование некоторых предметов.

Исходя из вышесказанной цели, вытекают следующие задачи:

  • сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • выполнение работы по совершенствованию пальчиковой моторики, делая её регулярно;
  • повышение интереса детей к подобным упражнениям, превращая их в игру;
  • облегчение навыков усвоения письма будущим первоклассникам.

Календарь погоды

Задачи:

  • расширение закрепление активного и пассивного словаря;
  • закрепление представлений о временах года, их характерных признаках;
  • совершенствование грамматического строя печи;
  • развитие зрительного и слухового внимания.

Материалы:

панно на драповой основе с липучками;

предметные картинки;

кукла в одежде, соответствующей времени года;

съемные детали необходимые для обогащения предложенной картинки-панно (солнце, облака, тучи с осадками, деревья, снежинки, дождинки);

прищепки.

Задания:

  • рассматривание предметных картинок и отбор их в соответствии с временами года;
  • превращение панно в зимнюю (летнюю...) картину с помощью прикрепления на панно отдельных элементов;
  • прикрепление картин с соответствующими признаками на панно с помощью прищепок и составление рассказа о времени года;
  • превращение куклы в Зимушку, Весну-красну с помощью элементов одежды, проговаривание деталей одежды, материала;
  • отгадывание загадок о животных и закрепление предметных картин на панно;
  • повторение стихов. загадок о временах года.

Мамина помощница

Материалы:

Задачи:

  • Закрепление поставленного звука в словах, словосочетаниях, предложениях;
  • активизация пассивного и активного словаря по теме "Одежда";
  • развитие фонематического восприятия;
  • закрепление развития зрительного и слухового внимания.

Материалы:

  • макет дома с деревом и натянутой бельевой веревкой;
  • таз с кукольной одеждой;
  • прищепки.

Задания:

  • Рассматривание одежды, называя детали (рукав, подол, манжета, воротник);
  • помочь закончить фразу (это платье из ситца — значит кукла гуляет в ситцевом платье...);
  • предложить ребенку из тазика отобрать и развесить на веревке с помощью прищепок ту одежду, в названии которого есть определенный звук, требующий автоматизации;

Ш — шуба, шапка, шорты, щтаны, шарф, шаль. рубашка, кашне, капюшон.

С — сарафан, косынка, свитер, носки, сорочка.

Р — фартук, рубашка, брюки, трусики, бриджи.

Л — платье, плащ, жилет, пальто, футболка, шаль, халат, гольфы, колготки, платок.

  • педагог показывает одежду и называет любое число, ребенок отвечает, согласуя число с именем существительным (3 рубашки, 2 колготок)

Солнышко

Задачи:

  • Закрепление произношения поставленных звуков в словах, словосочетаниях;
  • воспитание усидчивости;
  • развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

Материалы:

  • картонный круг с изображением лица;
  • прищепки;
  • предметные картинки на автоматизацию звуков.

Задания:

  • предлагается помочь превратить колобка в солнышко, прикрепляя прищепки в последовательности "сверху", "снизу", "между ними" и т.д.
  • с закрытыми глазами убирать по одной прищепке, четко проговаривая автоматизируемый звук;
  • повторять за педагогом отраженно слово и на каждый правильно произнесенный автоматизируемый звук прицепить прищепку;
  • самостоятельно называть картинку и убирать по одной прищепке;
  • педагог начинает чистоговорку, ребенок заканчивает и прикрепляет прищепку;
  • ребенку предлагается вспомнить название посуды, мебели, домашних животных, птиц и т. д...." Я знаю стол, стул, скамейку, лавку" и убирать по одной прищепке.

Ёжик — ни головы, ни ножек

Задачи:

  • Закрепление произношения автоматизируемого звука в слогах, в словосочетаниях;
  • упражнять в согласовании чисел с существительными;
  • Развитие слухового и зрительного внимания.

Материалы:

прищепки;

прищепки с яблочками и тыковками;

силуэтный ежик;

плоскостное изображение ежа на карточке с различными цифрами.

Задания:

  • Предлагается произвольно прикрепить прищепки на спинку ежику, отраженно за педагогом, повторить чистоговорку и убрать прищепку;
  • вспомнить слова на автоматизируемый звук (можно подготовить картинку), ребенок произносит их и прикрепляет прищепку, затем считает сколько набралось их на спинке у ежа;
  • Прикрепить на ежа прищепки с яблоками и тыковками, затем озвучить результат (ежик несет 5 яблок);
  • Прикрепить на картинку с ежиком столько прищепок, сколько показано и вслед за педагогом повторить чистоговорку на заданный звук.

Волшебные зонт

Задачи:

  • автоматизация звука в словах;
  • упражнение в дифференцировании звуков;
  • развитие мелкой моторики, слухового и зрительного внимания.

Материалы:

  • разноцветные зонтики;
  • прищепки;
  • фишки с наклеенными предметными картинками на группы звуков;
  • картинка — символ звука
  • насос — с самолет — л собака — р
  • комарик — з сердитый гусь — ш

Задания:

  • Ребенку предлагается посмотреть на свой зонтик и с помощью картинки — символа определить, на какой звук он отбирает фишки и прикрепляет их с помощью прищепок на свой зонтик;
  • убирает поочередно одну за другой фишки -картинки и проговаривая звуки и слова: "У меня есть шуба, шарф, штаны, шапка, шашки, шахматы, шоколад";
  • предлагается два зонтика и набор фишек, на один прикрепляются картинки, в словах которых есть звук "С", на другой со звуком "Ш" и т.д.

Я б садовником родился

Задачи:

  • Закрепление автоматизируемого звука в словах словосочетаниях и предложениях;
  • развитие мелкой моторики и ручной умелости;
  • упражнять в согласовании числительных с существительными.

Материал:

пластмассовые формочки;

прищепки с силуэтами цветов;

  • З — роза, мимоза, гвоздика
  • Р — роза, ромашка, ирис, астра, нарцисс
  • Л — тюльпан, гладиолус, лилия, колокольчик, анютины глазки, ландыш.

Задания:

  • Ребенку предлагается составить для мамы букет цветов на определенный звук (автоматизация звука в словах;
  • ребенок осматривает свой букет и составляет из определенного количества цветов (В моем букете 5 тюльпанов,... 3 лилии);
  • ребенок берет произвольно составленный букет из цветов на прищепках и

из названий цветов составляет их уменьшительно — ласкательные формы с

помощью суффиксов (у меня есть роза, а куколке я подарю розочку;

я нарисовала для себя тюльпан, а для куколки я нарисую тюльпанчик, у

нас в вазе стоят ромашки, а мишутке я вырежу ромашечку).

«Наряди ёлочку»

Задачи:

  • Закрепление звука в словах и словосочетаниях;
  • развитие пространственных представлений;
  • закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
  • упражнение в развитии мелкой моторики рук.

Материалы:

  • елочка из драпа высотой 40 см;
  • прищепки;
  • силуэты елочных шаров с предметными картинками на разные группы звуков:

Ш — шишка, мишура, машина

Р — ракета, робот, трактор, ромашка

Л — гирлянда, лошадка, кукла, лисичка, лягушка

С — бусы, сосулька, снегурочка, снежинка, снеговик, санки, самолетик

Задания:

  • Ребенку предлагается отобрать те украшения, в названии которых есть автоматизируемый звук и с помощью прищепок нужно украсить елочку. Затем необходимо обобщить свои действия (Я украсил елочку, повесил на неё...)
  • называет позицию звука в слове и снимает игрушку с ёлочки;
  • ребенок достает картинку, называет её и прикрепляет на елку, проговаривая куда он вешает игрушку (я повесила сосульку на верхнюю ветку);
  • педагог предлагает самостоятельно украсить елочку и рассказать какие игрушки он повесил (я повесил две шишки и одну снежинку)

Помощники буквы

Задачи:

  • Развитие фонематического слуха;
  • закрепление звука в словах;
  • развитие мелкой моторики рук.

Материалы:

буквы, изготовленные из драповой ткани, высокой 25 см,

прищепки.

Задания:

  • Ребенок отраженно проговаривает слова с автоматизируемыми звуками и прикрепляет прищепку к букве;
  • по памяти называет слова и убирает прищепки по одной;
  • педагог произносит слово, ребенок повторяет, делит на слоги и прикрепляет столько прищепок, сколько слогов он насчитал;
  • педагог начинает чистоговорку, ребенок заканчивает и прикрепляет прищепку на букву;
  • закрытыми глазами убирает прищепки;
  • педагог рассказывает стихотворение, ребенок на слух определяет слова с автоматизируемым звуком и прикрепляет прищепки, затем считает их.

Вывод:

Результаты логопедического обследования детей, посещающих дошкольный логопедический пункт, подтверждают и доказывают важность, актуальность и необходимость развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методических приемов:

  • у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата;
  • совершенствовалась общая координация движений;
  • заметно сократились сроки постановки и автоматизации звуков;
  • кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла

скованность движения рук;

  • обогатился и активизировался словарь в процессе игр с прищепками;
  • совершенствовалось внимание, память и психические процессы, тесно

связанные с речью;

  • повысился интерес детей к подобным упражнениям.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев рук, повысили работоспособность головного мозга, дали мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев, способствуют повышению самооценки детей, оказывают благоприятное воздействие на звуко-произносительную сторону речи. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что вне сомнения поможет моим воспитанникам хорошо и уверенно овладеть навыками письма и стать успешными учениками в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год