Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий |
Моторика | |||
Автор: Ханмурзина Гольсина Хафизовна | |||
05.05.2018 14:52 | |||
Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бехтерев После многолетнего изучения деятельности головного мозга и психических процессов у детей, многие ученые пришли к такому выводу, что большое значение в развитии ребенка, его интеллекта играют именно руки и пальчики. А от совершенствования мелкой моторики рук, напрямую зависит уровень развития и становления детской речи. Сложно представить себе процесс более творческий, чем рождение речи у маленького человечка. В течении всего дошкольного возраста ребенок стремительно пополняет свой пассивный и активный словарь, овладевает родным словом, что является обязательным фактором для гармоничного развития и в последующем успешного обучения ребенка в школе, становление его полноправным членом общества. Проводя логопедические обследования речи детей в детском саду, я столкнулась с проблемой ежегодного увеличения количества детей, речь которых не сформирована должным образом. Надо признать, что этому способствует целый комплекс причин, таких как:
Уже доказано, что ребенок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывают трудности при овладении речью, причем не только в звукопроизношении, но и в построении своей лексико-грамматической, фонетической, смысловой речи. Тренировка пальцев через определение зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические игры, занятия, упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. отсюда следует такая закономерность: если движения пальцев развить в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Следовательно, тренировка движений пальцев и кистей рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовка кисти руки к письму. Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение использовать эти движения. Головной мозг (его высшая корковая функция), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой тесным образом. Педагоги дошкольных учреждений ставят перед собой следующие задачи развития мелкой моторики рук в детском саду:
Большая роль в развитии речи и подготовке детей к школьному обучению отводится педагогам, воспитателям, учителям-логопедам. Учитель-логопед старается сделать образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием. специфика логопедической работы заключается в том, что результат достигается путем многоразовых и утомительных повторений, особенно при автоматизации звуков. Поэтому задача педагога превратить все это в занимательную игру! Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что впоследствии приведет к желаемому результату и успеху. В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал на закрепление и автоматизацию звуков в речи, заинтересовать его, вызвать желанные звуки, слова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению звуки, слоги, слова, предложения. Зная, что в дошкольном периоде основной вид деятельности это игра, поэтому я взяла в помощники игры и игровые упражнения для закрепления активного словаря, звукопроизношения с развитием мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Объединяет все пособия и игры то, что используется нетрадиционный материал — обычная бельевая прищепка. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, смекалку, способствуют развитию интеллекта, мышления и как следствие, становление речи. Данные игры и игровые упражнения, требующих тонких движений пальцев, повышают также работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности маленького человека, развивают мышление, двигательную активность, произвольное внимание. Перед началом я практикую проведение небольшой разминки — физкультминутки, которая стала уже неотъемлемой частью каждого занятия. ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ указательным пальцем указываем друг на друга РАСКРОЙТЕ ВСЕ ЛАДОШКИ сжимают и разжимают кулаки Кисти рук становятся более подвижными, послушными и гибкими, что помогает будущим первоклассникам успешно овладеть навыком письма. При практическом применении представленных игровых пособий, игр и игрушек, а это есть основная цель их использования, происходит развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование некоторых предметов. Исходя из вышесказанной цели, вытекают следующие задачи:
Календарь погоды Задачи:
Материалы: панно на драповой основе с липучками; предметные картинки; кукла в одежде, соответствующей времени года; съемные детали необходимые для обогащения предложенной картинки-панно (солнце, облака, тучи с осадками, деревья, снежинки, дождинки); прищепки. Задания:
Мамина помощница Материалы: Задачи:
Материалы:
Задания:
Ш — шуба, шапка, шорты, щтаны, шарф, шаль. рубашка, кашне, капюшон. С — сарафан, косынка, свитер, носки, сорочка. Р — фартук, рубашка, брюки, трусики, бриджи. Л — платье, плащ, жилет, пальто, футболка, шаль, халат, гольфы, колготки, платок.
Солнышко Задачи:
Материалы:
Задания:
Ёжик — ни головы, ни ножек Задачи:
Материалы: прищепки; прищепки с яблочками и тыковками; силуэтный ежик; плоскостное изображение ежа на карточке с различными цифрами. Задания:
Волшебные зонт Задачи:
Материалы:
Задания:
Я б садовником родился Задачи:
Материал: пластмассовые формочки; прищепки с силуэтами цветов;
Задания:
из названий цветов составляет их уменьшительно — ласкательные формы с помощью суффиксов (у меня есть роза, а куколке я подарю розочку; я нарисовала для себя тюльпан, а для куколки я нарисую тюльпанчик, у нас в вазе стоят ромашки, а мишутке я вырежу ромашечку). «Наряди ёлочку» Задачи:
Материалы:
Ш — шишка, мишура, машина Р — ракета, робот, трактор, ромашка Л — гирлянда, лошадка, кукла, лисичка, лягушка С — бусы, сосулька, снегурочка, снежинка, снеговик, санки, самолетик Задания:
Помощники буквы Задачи:
Материалы: буквы, изготовленные из драповой ткани, высокой 25 см, прищепки. Задания:
Вывод: Результаты логопедического обследования детей, посещающих дошкольный логопедический пункт, подтверждают и доказывают важность, актуальность и необходимость развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методических приемов:
скованность движения рук;
связанные с речью;
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев рук, повысили работоспособность головного мозга, дали мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев, способствуют повышению самооценки детей, оказывают благоприятное воздействие на звуко-произносительную сторону речи. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что вне сомнения поможет моим воспитанникам хорошо и уверенно овладеть навыками письма и стать успешными учениками в школе.
|