«Лесенка развития мелкой моторики и ручной умелости» |
Моторика | |||
Автор: Лукьянчикова Любовь Вячеславовна, Мулина Нина Геннадьевна, Орлова Марина Евгеньевна | |||
08.10.2017 04:45 | |||
«Лесенка развития мелкой моторики и ручной умелости»
Развитие ручной моторики тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно – развивающую направленность, т.к. тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Интенсивная коррекционная работа развивает высшие психические функции, активирует межполушарное взаимодействие.
Развитие ручной моторики зависит и от физиологической зрелости коры головного мозга, и от условий воспитания, которые могут или стимулировать её развитие, или задержку. Дети очень чувствительны к условиям воспитания. Положительная динамика в их развитии зависит от своевременного начатого коррекционного воздействия и от его содержания. При педагогической работе необходимо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук. Развитие руки проходит в следующей последовательности: опора на раскрытую кисть, произвольный захват предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук. Прежде чем начать формировать функциональные возможности кистей и пальцев, нужно нормализовать мышечный тонус верхних конечностей. С этой целью захватывают предплечье ребенка в средней трети и производят лёгкие качающие — потряхивающие движения. А затем проводят массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
Это приводит к расправлению кулака и веерообразному разведению пальцев. Если кисть остается сжатой в кулак, взрослый должен захватить его и сжать всеми своими пальцами, чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка, и производить потряхивание его руки. А затем, быстро разжав свою руку, освободить кулак ребенка. После этого он расслабляется и пальцы раскрываются. Повторить это необходимо 2-3 раза. Все движения тренируются сначала пассивно, затем – активно и, наконец, переводится в активную форму на специальных занятиях, которые включают в себя различные игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных умений и навыков. Ребенка побуждают брать игрушки из разных положений. Взрослый помогает ему рассмотреть её, ощупать, погладить, переложить из руки в руку. Нужно научить ребенка высвобождать предмет, его отпускать. Разжимание кисти облегчается потряхиванием её, поворотом ладонью вверх, проведением рукой по шероховатой поверхности. Вслед за этим развивают простые предметные действия. Сначало они могут выполнять их пассивно, затем пассивно — активно:
В тех случаях, когда ребенок не может выполнять все эти действия самостоятельно, педагог должен создать ситуацию совместной деятельности с ребенком. Только в совместной деятельности малыш перенимает опыт, накопленный предыдущими поколениями, овладевает различными способами действия с предметами. А это приводит к развитию у него познавательного интереса к взрослому, к эмоциональному отношению к людям и предметам, к инициативному поведению, направленному на самовыражение и на получение оценки от окружающих людей, формирование основных предпосылок игры. На этой основе возникает и речевое взаимодействие ребенка со взрослым. Совместные действия ребенка и взрослого осуществляется следующим образом: ребенок сидит спиной к взрослому. Взрослый берёт кисти малыша в свои руки, и все необходимые действия совершает сам его руками. По мере освоения ребенком действия взрослый захватывает лучезапястный сустав для направления основного движения детской руки и постепенно ослабевает давление на руку. В дальнейшем, взрослый держит свою руку сверху навесу, не касаясь руки ребенка, как бы страхуя его. Частично совместные действия (ребенок начинает – взрослый продолжает или наоборот) выполняется в позе «ребенок спиной к взрослому» и «ребенок напротив взрослого». Для дальнейшего совершенствования ручной моторики детей учат выполнять целенаправленные действия:
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Используемая литература:
|