«Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи. |
Моторика | |||
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна | |||
06.02.2016 23:27 | |||
«Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи. "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". В. А Сухомлинский Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. В работе использую «Пальчиковую азбуку» — разработанную Рыжаковой Е.Н. Самостоятельно разработала к каждой букве пальчиковую гимнастику в стихах и артикуляционные символы для каждого звука. Что помогает развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, зрительно-пространственное восприятие, конструктивный праксис у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. А также помогает развивать фонематическое восприятие и слух. Разработала план, таблицу и карточки символы, а также книгу «Занимательная азбука» Раз указка, два указка, Дружно их соединим, Левый — средний поднимаем, Букву "А" мы получаем. Смотрит А конечно прямо. Применение пальчиковой азбуки с элементами пальчиковой гимнастики и артикуляционной моторики дает возможность ребенку в игровой форме подготовить кисть к письму. Именно с этой целью и придумана пальчиковая гимнастика, которая развивает мелкие мышцы пальцев. При проведении игр с «Пальчиковой азбукой» учитываются индивидуальные особенности ребенка. Все упражнения прорабатываются постепенно, по мере их усвоения. Данные упражнения направлены на:
- профилактику оптической дисграфии и фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Во многих играх и упражнениях требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Буква будет правильно усвоена в тех случаях, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от других букв, в том числе от сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, а это возможно лишь при достаточно хорошо развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Таким образом, для успешного усвоения букв должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и зрительная память. Усвоив букву, ребенок начинает читать слоги и слова с ней. Но единицей зрительного восприятия на этом этапе является буква. Работа ведется в три этапа:
Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает все как игру и с удовольствием выполняет все задания.
|