Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
Моторика
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна   
06.02.2016 23:27

«Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.«Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

В. А Сухомлинский

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

 

Скачать конспект

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

В работе использую «Пальчиковую азбуку» — разработанную Рыжаковой Е.Н.

Самостоятельно разработала к каждой букве пальчиковую гимнастику в стихах и артикуляционные символы для каждого звука. Что помогает развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, зрительно-пространственное восприятие, конструктивный праксис у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. А также помогает развивать фонематическое восприятие и слух. Разработала план, таблицу и карточки символы, а также книгу «Занимательная азбука»

Раз указка, два указка,

Дружно их соединим,

Левый — средний поднимаем,

Букву "А" мы получаем.

Смотрит А конечно прямо.

Применение пальчиковой азбуки с элементами пальчиковой гимнастики и артикуляционной моторики дает возможность ребенку в игровой форме подготовить кисть к письму. Именно с этой целью и придумана пальчиковая гимнастика, которая развивает мелкие мышцы пальцев. При проведении игр с «Пальчиковой азбукой» учитываются индивидуальные особенности ребенка. Все упражнения прорабатываются постепенно, по мере их усвоения.

Данные упражнения направлены на:

  • развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, воображения
  • зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки
  • фонематического анализа и синтеза
  • закрепление знаний букв русского алфавита

- профилактику оптической дисграфии и фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Во многих играх и упражнениях требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Буква будет правильно усвоена в тех случаях, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от других букв, в том числе от сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, а это возможно лишь при достаточно хорошо развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.

Таким образом, для успешного усвоения букв должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и зрительная память. Усвоив букву, ребенок начинает читать слоги и слова с ней. Но единицей зрительного восприятия на этом этапе является буква.

Работа ведется в три этапа:

  1. Игры на этапе обучение чтению и письму на уровне буквы;
  2. Упражнения на этапе обучения чтению и письму на уровне слога;
  3. Игры и упражнения на этапе обучения и чтению и письму на уровне слова
  4. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика.

Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает все как игру и с удовольствием выполняет все задания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год