Дидактическое пособие-кукла «Дуняша – душа наша!» |
Моторика | |||
Автор: Полидовец Юлия Васильевна | |||
27.01.2016 14:28 | |||
Дидактическое пособие-кукла «Дуняша – душа наша!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Белочка» Автор — Полидовец Юлия Васильевна Соавтор – Григорьева Евгения Анатольевна с. Боровое – 2014 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша: Цитата из поэмы И.Ф. Богдановича (1743-1803) "Душенька" (1778)
Эпиграф к повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка". Паспорт дидактического пособия «Дуняша – душа наша». Актуальность! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. В настоящее время большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а, следовательно, отсутствуют стимулы для развития процессов мышления. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, ленты, липы, замки-молнии, крючки, плетение кос, прищепки, пуговицы… Так родилась идея создания дидактического пособия «Дуняша»! Цели: развитие крупной и мелкой моторики рук, мыслительной и речевой деятельности. Работа с пособием способствует:
Кукла «Дуняша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Играть с пособием может разное количество детей. Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания. Кукла «Дуняша» прекрасно подходит как для работы, на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Пособие доступно детям и для самостоятельной деятельности, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Кукла – хороший тренажёр для приобретения и закрепления полученных навыков! «Дуняша!» – отличное диагностическое средство при выявлении уровня моторного развития ребёнка! Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. «Дуняша» вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и весёлая, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций, поощрения в виде подарков от «Дуняши» являются стимулом для развития познавательной активности детей. Технические характеристики Рост куклы – 70 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки. Основу куклы составляет синтепон – материал лёгкий, подлежащий стирке. У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, косынки, платки, ленточки, корона, фартуки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания. В накладных карманах, в сумочках-мешочках, в корзинках хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), различные шнурки, мешочки с крупами, волчки, разные по величине и цвету пуговицы, ленты, клубочки, вязаные цветы, овощи, фрукты, бусины, свистульки, деревянные ложки и разные ёмкости т.д.). Такие занятия не только укрепляют мышцы рук, но и помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе. Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года, стихотворные и прозаические тексты для заучивания и пересказа. Дидактическая кукла «Дуняша» представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима. «Весна» Выбрались из почек Атрибуты: сарафан, шнуровки, ленты, резинки, косы, бусы, листья, одуванчики, разноцветные прищепки, «Волшебный мешочек», сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн). «Лето» Лето – чудо, а не слово, Атрибуты: сарафан, шнуровки, косы, ленты, резинки, платок, косынка, фартук, бусы, карман на пуговице, тесьма, сухой бассейн, вязаные разноцветные цветы, пуговицы, листья, разноцветные прищепки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн). «Осень» Ходит осень в нашем парке, Атрибуты: плащ с капюшоном, завязки, кнопки, косы, ленты, резинки, прищепки, липучки-застёжки, листья, вязаные овощи и грибы, бусы с дарами осени, корзинка с урожаем, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн). «Зима» Одуванчик из снежинок Атрибуты: шубка — платье, замок-молния, варежки, шнурки-завязки, бусы-украшение, бусы на шнурке, прищепки, мишура-мех, крючки, липучка — застёжка, вязаные снежки, снежинки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн). Методические рекомендации При подборе игровых упражнений следует помнить!
Данные игровые задания доставят всем участникам образовательного процесса огромное удовольствие! Детям очень нравится все необычное. Игры с лентами. Цели: развитие мелкой моторики, сенсорики, накопление положительных эмоций.
Игры со шнурками. Цели: развитие, моторики, внимания, воображения, сенсорики, координации, ориентации на плоскости обучение грамоте.
Игры с резинками, волчками, ложками. Цели: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук, формирование чувства ритма, развитие речи.
Игры с прищепками. Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, хват двумя //тремя пальцами, подготовка руки к письму, ориентировка в пространстве, согласование речи с движением, развитие речи, счёт.
Игры с пуговицами. Цели: развитие мелкой моторики и координации движений, развитие внимания, воображения, мышление, речи, счёта; воспитание усидчивости, терпения, развитие концентрации внимания, творческих способностей, умения планировать свою деятельность.
Игры с крупами. Цели: механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев; развитие речи, координации, движений обеих рук.
Варианты игровых заданий (картотека). Цели: систематизировать полученные знания, развивать смекалку, воображение, быстроту мышления и речевую активность, зрительное восприятие, связную речь, учить анализировать, сравнивать, считать развивать логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Дидактическое пособие – кукла «Дуняша – душа наша» может пополняться дополнительными предметами. Кукла «Дуняша» разнообразит развивающую среду в группе и развивает у детей познавательную и творческую активность. Желаем педагогам проявления творческих способностей и успехов в работе с нашей Дуняшей!
|