Повышение информационно-коммуникационной компетентности родителей |
Моторика | |||
Автор: Чарунова Валентина Федоровна | |||
15.09.2015 20:26 | |||
Повышение информационно-коммуникационной компетентности родителей Это актуально во все времена… Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ежегодно наша медико-педагогическая комиссия обследует детей, которые нечетко говорят и нуждаются в помощи специалистов и сами родителя вряд ли справятся с плохой речью своих детей. И мне хочется обратиться ко всем молодым мамам, папам, как они могут помочь своим любимым детишкам справиться не только с задержкой речевого развития, а также развить память, внимание, воображение, фантазию, гибкость и подвижность кисти руки, пальчиков, что в дальнейшем облегчит овладение навыками письма в школьном возрасте.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, а мозг, кажется парадоксальным, но это действительно так. И не только ученые пришли к этому выводу. Разные народы нашего земного шара знали это из собственного опыта. Еще в двадцатые годы русский этнограф Андреев М.С., путешествуя по разным странам, с удивлением писал, что младенческие игры- потешки очень похожие на русскую «Сороку- ворону», встречаются у многих других народов. Например у киргизов взрослый крутит пальцем по ладони годовалого малыша, приговаривая: «Большой палец-утка с утятами, средний- тополь, струя воды -маленький ребенок». У немцев подобная игра: четыре трудолюбивых пальца собирают сливы, а маленький мизинчик-жулик все съедает (т. е. взрослый загибает пальчики в кулачок, проговаривая при этом четверостишье). У жителей Аму- Дарьи взрослый кружит пальцем на детской ладошке с другими словами. Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде игра обращена к годовалому ребенку и везде повторяются одни и те же «магические» движения: круги пальцем по руке ребенка, поочередное загибание пальчиков, движение вверх по руке до подмышки, легкая щекотка. И это все не случайно. Народные игры мудры: они вбирают в себя именно то, что в данное время необходимо ребенку, А что нужно годовалому малышу? Это близость мамы- вот она, совсем рядом и простейший стишок, которым сопровождает взрослый прикосновения у ребенка, а гимнастика пальчиков- вот он отличный стимул для развивающей речи, легкий массаж- это тоже замечательно для ребенка! Мамино плавное или прерывистое движение вверх по руке ребенка дает понять малышу: «Вот она, моя рука, от пальцев до плеча». А легкая щекотка усиливает радостный телесный контакт с мамой. С какого же возраста можно начинать выполнять пальчиковую гимнастику? Некоторые специалисты советуют заниматься с детками с 6-7 месяцев (в Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста). Но и в более позднем возрасте занятия с пальчиками будут очень полезны и эффективны. Нужно уделить своему ребенку 2-3-5 минут ежедневного массажа кистей рук и пальцев (ведь это так немного для взрослого, но как много для ребенка это даст). Поглаживать и растирать ладошки вверх- вниз, разминать и растирать каждый пальчик вдоль, затем поперек, растирать пальчики спиралевидными движениями и сопровождать их разными стихотворными текстами, да можно и прозой, фантазируя на ходу. Но надо помнить, что любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, занимаясь ежедневно около 5 минут. Сначала любое упражнение нужно выполнять медленно, а при необходимости помогать малышу загибать- разгибать пальчики. Упражнения для пальцев развивают точную координацию движений, учат противопоставлять большой палец остальным, сжимать и разжимать пальцы в кулачки и наоборот. И все пальчиковые игры полезны не только детям с плохой речью, задержкой в развитии речи, они полезны и детям, у которых речевое развитие протекает нормально, своевременно. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать своим родителям, учат вслушиваться и понимать смысл речи, а главное повышать речевую активность ребенка. Уважаемые взрослые, играйте с пальчиками своих детей и вы убедитесь в результативности своего маленького труда на этом поприще. Помните, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев рук является и стимулом для развития речи ребенка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальцевые игры очень важны для ребенка. Будьте терпеливы, внимательны и не забывайте о системности занятий. Удачи Вам и Вашим малышам! Учитель-логопед МБДОУ №30 Чарунова В.Ф. Дополнительная информация: Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская, МБДОУ № 30
|