Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики. |
Моторика | |||
Автор: Берсенева Елена Акимовна | |||
07.08.2015 10:02 | |||
Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Важной и неотъемлемой частью развития ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Развитие мелкой моторики руки имеет огромное значение для общего психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем развитее ребенок. Кроме того, учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Отсюда следует, что упражнения на развитие мелкой моторики необходимы детям.
Совместные занятия по развитию мелкой моторики нецелесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Детей, надо сначала заинтересовать каким- то посильным видом деятельности, в процессе которого создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений. Для того чтобы дети с удовольствием занимались мы выбрали работу с бумагой. Влияние занятий с бумагой на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы. Они пришли к выводу, что такие занятия:
Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться, задолго до поступления в школу. Наряду с традиционными методиками, такими как аппликация, оригами, папье-маше настойчиво внедряем новейшие технологии работы с бумагой, в числе которых: Айрис — фолдинг, Квиллинг, Декупаж, Торцевание, Киригами. Айрис фолдинг Название этой техники — в переводе с английского означает — сворачивание радужной оболочки, радужное складывание. Поэтому мы с детьми называем эту технику — радужка. Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. В айрис фолдинге можно использовать специальную бумагу для этой техники, обычную цветную, бархатную, упаковочную для подарков, цветную фольгу, в общем, у кого, на сколько хватит фантазии. Техника выполнения:
При выполнении работы в этой технике дети должны придерживаться следующих правил:
В этой технике были выполнены следующие работы: «Осенние листочки», «В саду поспели…», «Хороши грибочки», «Открытка для Деда Мороза», «Он бежит себе в волнах», «В аквариуме». Квиллинг На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Для изготовления полосок используем бумагу для принтера А-4. Сначала знакомим детей с разными элементами, из которых можно составить изображение. Потом дети сами могут составлять изображения, используя знакомые элементы. Дети с удовольствием занимаются бумагокручением. Используя этот вид творчества, мы с детьми выполнили следующие работы: «Рыбки в аквариуме», «Цветы в корзинке», «Жаркие страны», «На лугу», «Подсолнухи», «Елочка», приготовили работу на выставку «Для милой мамочки». Декупаж: Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо. В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника. Техника выполнения работы:
В этой технике мы украшали посуду. Торцевание- Эта техника многим знакома. На нарисованный простым карандашом рисунок, наклеиваем торчок (бумажный квадратик со стороной 1 см). Квадратик наматываем на стержень, обмакиваем в клей и приклеиваем к картинке, сначала это делается по контуру, затем внутри. Торцовочки нужно ставить очень плотно, чтобы получилось аккуратно. Есть несколько видов торцевания:
«Прилетели снегири», «Букет цветов», «Новогодние открытки» выполнены торцеванием. Киригами - Это современный вид японского искусства, вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) — резать, (ками) — бумага. Самым простым и известным изделием, выполненным в этой технике, являются новогодние снежинки. Причин успеха занятий много:
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогла нам добиться хороших результатов. Дети с удовольствием участвуют в городских выставках, обсуждают, в какой технике и что будут делать. Лучше стали работать с ножницами. Произвольное зрительное внимание более развито, улучшилась память, дети стали более усидчивы, аккуратны, учатся четко излагать свои мысли. И все это напрямую готовит их к успешному обучению в школе. Нетрадиционные технологии позволяют это сделать в увлекательной, занимательной форме, поддерживают у детей интерес к ручному труду.
|