Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.
Моторика
Автор: Берсенева Елена Акимовна   
07.08.2015 10:02

Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Важной и неотъемлемой частью развития ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки.

Развитие мелкой моторики руки имеет огромное значение для общего психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем развитее ребенок. Кроме того, учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Отсюда следует, что упражнения на развитие мелкой моторики необходимы детям.

 

Совместные занятия по развитию мелкой моторики нецелесообразно проводить только в виде отдельных механических упражнений. Детей, надо сначала заинтересовать каким- то посильным видом деятельности, в процессе которого создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных движений. Для того чтобы дети с удовольствием занимались мы выбрали работу с бумагой.

Влияние занятий с бумагой на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы. Они пришли к выводу, что такие занятия:

  • повышают активность правого полушария мозга, уравновешивают работу обоих полушарий;
  • повышают уровень интеллекта в целом;
  • активизируют творческое мышление;
  • повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
  • снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
  • улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
  • улучшают память и глазомер.

Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Наряду с традиционными методиками, такими как аппликация, оригами, папье-маше настойчиво внедряем новейшие технологии работы с бумагой, в числе которых: Айрис — фолдинг, Квиллинг, Декупаж, Торцевание, Киригами.

Айрис фолдинг

Название этой техники — в переводе с английского означает — сворачивание радужной оболочки, радужное складывание. Поэтому мы с детьми называем эту технику — радужка. Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. В айрис фолдинге можно использовать специальную бумагу для этой техники, обычную цветную, бархатную, упаковочную для подарков, цветную фольгу, в общем, у кого, на сколько хватит фантазии.

Техника выполнения:

  1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.
  2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.
  3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
  4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

При выполнении работы в этой технике дети должны придерживаться следующих правил:

  • Полоски наклеивать в соответствии со схемой в строго определенном порядке;
  • Концы приклеивать маленькими кусочками скотча;
  • Не допускать пропусков;
  • Сгиб полоски всегда должен быть в одном направлении, к центру.

В этой технике были выполнены следующие работы: «Осенние листочки», «В саду поспели…», «Хороши грибочки», «Открытка для Деда Мороза», «Он бежит себе в волнах», «В аквариуме».

Квиллинг

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Для изготовления полосок используем бумагу для принтера А-4. Сначала знакомим детей с разными элементами, из которых можно составить изображение. Потом дети сами могут составлять изображения, используя знакомые элементы. Дети с удовольствием занимаются бумагокручением. Используя этот вид творчества, мы с детьми выполнили следующие работы:

«Рыбки в аквариуме», «Цветы в корзинке», «Жаркие страны», «На лугу», «Подсолнухи», «Елочка», приготовили работу на выставку «Для милой мамочки».

Декупаж:

Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа — техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо. В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника.

Техника выполнения работы:

  • Вырезается мотив из салфетки;
  • Составляется композиция;
  • Поверхность, которую нужно украсить, намазывается клеем ПВА;
  • На клей выкладываются вырезанные мотивы салфетки;
  • Сверху салфетка еще раз покрывается клеем ПВА или взбитым яичным белком.

В этой технике мы украшали посуду.

Торцевание-

Эта техника многим знакома. На нарисованный простым карандашом рисунок, наклеиваем торчок (бумажный квадратик со стороной 1 см). Квадратик наматываем на стержень, обмакиваем в клей и приклеиваем к картинке, сначала это делается по контуру, затем внутри. Торцовочки нужно ставить очень плотно, чтобы получилось аккуратно. Есть несколько видов торцевания:

  • Торцевание на бумаге (на клей, на двусторонний скотч)
  • Торцевание на пластилине
  • Торцевание на потолочной плитке

«Прилетели снегири», «Букет цветов», «Новогодние открытки» выполнены торцеванием.

Киригами -

Это современный вид японского искусства, вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: (киру) — резать, (ками) — бумага. Самым простым и известным изделием, выполненным в этой технике, являются новогодние снежинки.

Причин успеха занятий много:

  • во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней. Появляется мотивация, желание научиться делать разные поделки из бумаги.
  • результат достигается быстро.
  • имеет место прогнозируемый позитивный результат – если аккуратно и точно выполнять все правила, поделка обязательно получится красивой и яркой.
  • есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей.
  • метод повтора и ритмичность уравновешивают психическое состояние ребенка.
  • самым ценным является не конечный продукт – поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогла нам добиться хороших результатов. Дети с удовольствием участвуют в городских выставках, обсуждают, в какой технике и что будут делать. Лучше стали работать с ножницами. Произвольное зрительное внимание более развито, улучшилась память, дети стали более усидчивы, аккуратны, учатся четко излагать свои мысли. И все это напрямую готовит их к успешному обучению в школе. Нетрадиционные технологии позволяют это сделать в увлекательной, занимательной форме, поддерживают у детей интерес к ручному труду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год