Курманова З.В. учитель-логопед МДОУ №172 общеразвивающего вида,г.Ярославль
На современном этапе в дошкольных учреждениях прослеживается тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями. Известно, что дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной паталогией неречевых функций, в том числе с нарушениями мелкой моторики рук. Поэтому проблема остается актуальной и по сей день.
Учеными выявлена тесная связь речевой функции и функции пальцев рук. На протяжении раннего детства четко выступает зависимость- по мере совершенствования моторики идет развитие речевой функции. Функции руки и речи развиваются параллельно, что должно использоваться в работе с детьми- и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых есть нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.
Скачать конспект
Следовательно, главной целью занятий является: преодоление речевых нарушений , совершенствование артикуляционной моторики, развитие словаря и лексико-грамматических категорий путем развития и коррекции неречевых функций( кистей пальцев рук).
Предлагаем фрагмент тематического планирования по развитию мелкой моторики рук.
ОКТЯБРЬ
неделя
|
Тема обучающей игровой деятельности, цель
|
Основные методы и приемы
|
1 н.
|
ТЕМА: «овощи»
- Закрепить и углубить знания детей об овощах, классифицировать овощи по одному из признаков, обогащать словарный запас детей путем подбора слов – признаков к словам – предметам. Какой овощ? Цвет, форма
|
- 1.Использование элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
- 2.Массаж кистей и пальцев рук с использованием гибкого цветного шнура.
- 3.Использование нетрадиционного метода лепки (тестопластика) – изготовление овощей из теста с применением элементов рисования.
|
2 н.
|
ТЕМА: «Поздняя осень»
- Закрепить у детей представления о признаках поздней осени.
- Учить делать сравнительный анализ ранней и поздней осени (отличительные особенности)
|
- 1.Использование элементов пальчиковой гимнастики способствующего укреплению пальцев рук.
- 2.Массаж пальцев рук с использованием мелких камешков.
- 3.Использование нетрадиционного метода ручного труда (бумагопластика); техника – квиллинг: «Гроздь рябины»
|
3 н.
|
ТЕМА: «Домашние птицы»
- Уточнять представления детей о домашних птицах и их пользе для человека.
- Закрепить знания детей о повадках домашних птиц, и характерных признаках их жизни
|
- 1.Использование элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
- 2.Массаж кончиков пальцев с легким надавливанием и поглаживанием каждого пальца другой рукой
- 3.Ручной труд в нетрадиционной технике КОЛЛАЖ «Цыпленок» (использование: крупы, перьев, палочки и прутики)
|
4 н.
|
ТЕМА : «Перелетные птицы»
- Уточнять представления детей о перелетных птицах их характерных признаках, повадках
- Обогащать словарный запас детей (названия перелетных птиц)
|
- 1.Пальчиковая гимнастика с использованием художественного слова по теме
- 2.Массаж кончиков пальцев
- 3.Применение ручного труда, метода ИЗОНИТЬ и техники КОЛЛАЖ (птичья стая, гнездо и скворечник) используя в работе: жгутики, сено, солому, прутики, веточки
|
НОЯБРЬ
неделя
|
Тема обучающей игровой деятельности, цель
|
Основные методы и приемы
|
1 н.
|
ТЕМА: «Город игрушек»
- Закреплять у детей общие понятия по теме «Игрушки»
- Обогащать речь новыми прилагательными, подбирая слова – признаки и слова предметы
- Совершенствовать речевые навыки работая над словообразованием
|
- 1.Пальчиковая гимнастика для укрепления кистей и пальцев рук
- 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
- 3.Техника «папье-маше» - изготовление цветка с использованием элементов бумагопластики
- 4.работа с мозаикой - (по схеме) – «Городок»
|
2 н.
|
ТЕМА: «Моя любимая игрушка»
- развивать монологическую речь детей (рассказывать о своей группе)
- обогащать словарь детей с помощью образования новых слов с использованием суффикса (уменьшительно-ласкательного)
|
- 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
- 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
- 3.Ручной труд в нетрадиционном способе с использованием цветных ватных шариков. Техника КОЛЛАЖ на готовых образцах
|
3 н.
|
ТЕМА: «Семья»
- Уточнить представления детей о том, что такое – семья, семейные ценности и родственных отношениях
- Работа по обогащению словаря за счет прилагательных (какая семья? – большая, дружная, крепкая); подбор слов – действия (мама – печет, папа – читает)
|
- 1.Пальчиковая разминка, направленная на укрепление мышц рук и пальцев
- 2.Массаж с легким надавливанием на каждый палец, пальчиками другой руки и загибание пальцев в кулак
- 3.Ручной труд – работа с палочками (выложить из счетных палочек «очки для бабушки».
- 4.Рисунок на песке – метод «пескотерапия»
- 5.Метод бумагопластика – самоклеющаяся цветная бумага
|
4 н.
|
ТЕМА : «Одежда и обувь»
- Расширять представления детей об основных понятиях – одежда, обувь
- Сравнивать тёплую и легкую одежду
- Обогащать словарь детей, совершенствовать в использовании новых слов признаков, словообразование, обогащение активного словаря
|
- 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
- 2.Массаж пальцев с использованием кармашков с пуговицами
- 3.Ручной труд (коллаж) – «Укрась шубку и шапку» - с использованием цветных ватных шариков и по средствам бумагопластики используя цветные бумажные салфетки
|
|