Использование дидактических игр при изучении математики |
Математика детям | |||
Автор: Фурдияко Алла Петровна | |||
17.10.2021 05:40 | |||
Использование дидактических игр при изучении математики Фурдияко Алла Петровна, воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад №81 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. Основное значение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. В формировании у детей математических представлений широко использую занимательный математический материал. Подбор игрового материала включаю в само мероприятие или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В образовательно — организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени, занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи, помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Для этого образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. А в развитии этих навыков ребенку помогают близкие ему люди: родители и педагоги. В течение года подбирала картотеку дидактические игры, пособия, материалы способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения. Подготовила математическую сказку «Как Нина брата учила», провела анализ и обсуждение сказки, считалки — числовки. Также изготовила практическое пособие ЛЭПБУК «Волшебный квадрат» с различными игровыми заданиями, влияющими на приемы мышления (анализ, синтез, классификацию, внимание, память, восприятие. В течение года подобрала и провела диагностику у детей «Диагностическая работа по обследованию и развитию математических представлений у дошкольников», результаты показали, что преобладает низкий уровень. После диагностики мною были подобраны дидактические игры, которые были направлены на развитие математических представлений у детей дошкольного возраста, такие как: «Спрячь мышку» цель: Учить различать 4 основных цвета и фигуры с помощью операции сравнения. Закреплять их названия в речи, воспитывать усидчивость; «Чай с сахаром» — цель: Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете. Учить пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов; «Больше- меньше- равно» — цель: Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5.Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (больше, меньше, равно); «Цифровое лото» — цель: Закрепление названий предметов, распределение карточек на тематические группы; Корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы. Развивать внимание и мышление; «Математическая мозаика» — цель: Закрепить представления детей о геометрических формах, цветах, упражнять в их назывании. Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, группировать их по цвету. Совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу. Ориентироваться на плоскости. Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность; «Чудесный мешочек» — цель: Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу и прочее. Проведенное открытое занятие, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек). В процессе проведения игр я выступала в роли советчика, помощника в правильном выборе и, обязательно, старалась поддерживать детскую инициативу и самостоятельности. Использование этих игр не только расширяли знания дошкольников, но и закрепляли представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Оформила выставку для родителей «Математические игры и упражнения для дошкольников» (ОН-лайн). Приготовила презентацию для родителей по своей теме самообразования «Математика дома»; «Раз-ступенька, два-ступенька»; «Лото-учимся считать В.А. Белых»; «Как организовать игры детей дома с использованием дидактического математического материала».. Подготовила консультации, беседы, папки – передвижки по теме самообразования. Организовывала работу с родителями по изготовлению книжки-малышки своими руками. Таким образом благодаря использованным дидактическим играм у детей данной возрастной категории появился интерес к математике. Сложные темы стали усваиваться намного легче. Благодаря чему у детей повысилась любознательность и познавательная мотивация; формируются познавательные действия; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях. Активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.
|